Решения и постановления судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2004, 24.08.2004 N 10АП-198/04-АК по делу N А41-К2-5005/04 Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за продажу товаров населению, не соответствующих требованиям стандартов, оставлено без изменения, поскольку заявитель не представил доказательств надлежащей маркировки товара, имевшегося в продаже на момент проверки.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

17 августа 2004 г. Дело N 10АП-198/04-АК24 августа 2004 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей - М.Л.М., И., при ведении протокола судебного заседания М.Р.В., при участии в заседании представителя от истца - М.А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО “ВАСОН“ на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2004 г. по делу N А41-К2-5005/04, принятое судьей П. по иску ЗАО “ВАСОН“ к Управлению государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Московской области об оспаривании постановления по делу об
административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “ВАСОН“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Московской области N 175 от 19 февраля 2004 г. о привлечении ЗАО “ВАСОН“ к административной ответственности по ст. 14.4, ч. 1, КоАП РФ и об отмене указанного постановления.

Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2004 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО “ВАСОН“ считает решение суда незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.

В обоснование жалобы заявитель указал, что Управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Московской области 12.02.2004 были проведены контрольные мероприятия по соблюдению правил торговли, правил продажи отдельных видов товаров, правил продажи алкогольной продукции, качества товаров, реализуемых потребителям; по результатам контрольных мероприятий 12.02.04 составлены акты N 005605, N 005643, N 005339, N 005456 и вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях N 001967, N 000490, N 001889.

Ни в одном из определений не указано, в отношении какого лица (юридическое лицо, должностное лицо, физическое лицо) возбуждалось административное расследование.

В отношении ЗАО “ВАСОН“ административное производство не возбуждалось, решение о проведении административного расследования не принималось.

Протокол
об административном правонарушении N 005797 от 19.02.04 составлен без определения о возбуждении дела и без определения о производстве административного расследования.

Согласно протоколу N 175 от 19.02.04 нарушения были допущены 19.02.04. Однако постановление N 175 от 19.02.04 о привлечении к административной ответственности вынесено по фактам, изложенным в акте от 12.02.04.

Заявитель считает, что Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Московской области не имело полномочий на проведение мероприятий.

Предыдущие мероприятия по контролю были проведены 22.01.04, что подтверждается актом N 005084 от 22.01.04. Согласно п. 5 ст. 7 ФЗ N 134-ФЗ от 08.08.2001 внеплановые мероприятия могли быть проведены только в пределах контроля за исполнением предыдущего предписания об устранении нарушений.

Однако постановление N 175 от 19.02.04 принято по иным мероприятиям, право на проведение которых у Управления государственной инспекции по торговле отсутствовало.

Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ N 134-ФЗ от 08.08.2001 плановое мероприятие по контролю может проводиться не ранее чем через два года после проведения предыдущего мероприятия по контролю, в данном случае мероприятие по контролю проведено менее чем через месяц.

Заявитель считает, что по указанным основаниям постановление N 175 от 19.02.04 не может быть признано законным.

ЗАО “ВАСОН“ считает недоказанным факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4, ч. 1, КоАП РФ.

Представленная Управлением государственной инспекции по торговле,
качеству товаров маркировка печенья “Астра“ не может быть признана относимым к данному делу доказательством, т.к. из протокола об административном правонарушении от 19.02.2004 не следует, что указанная маркировка изъята у ЗАО “ВАСОН“. Кроме того, указанная маркировка представлена только 17.06.2004.

Заявитель не согласен с выводом суда о том, что ЗАО “ВАСОН“ при продаже печенья “Астра“ нарушены нормы ГОСТ 24901-89, т.к. указанный ГОСТ устанавливает требования к маркировке фасованного печенья, печенье “Астра“ - развесное.

В тексте документа, видимо, была допущена опечатка: имеется в виду статья 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не статья 98.8.

В нарушение ст. 98.8, ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении N 005797 от 19.02.04 составлен лицом, не участвующим в проверке, полномочий на проведение проверки М.А.Н. не предоставлялось.

На основании изложенного ЗАО “ВАСОН“ просит отменить решение суда 1-й инстанции, заявленные требования удовлетворить.

Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Московской области в судебное заседание не явилось, о дне рассмотрения дела было извещено, представило отзыв на апелляционную жалобу, жалобу считает необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В обоснование возражений Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Московской области указало, что на основании Положения “О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей“, утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 27.05.1993 N 501 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.04.2001 N 302), по распоряжению заместителя руководителя Управления Госторгинспекции по Московской области N 05140 от 19.01.04 в павильоне ЗАО “ВАСОН“, расположенном по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевское шоссе, д. 8а, 22 января 2004 г. была проведена комплексная плановая проверка соблюдения правил торговли и правил продажи отдельных видов товаров, качества товаров, реализуемых потребителям.

В результате проведения мероприятий по государственному контролю было установлено, что в павильоне ЗАО “ВАСОН“ осуществлялась торговля товарами: без применения ККМ, без сертификатов соответствия, с истекшим сроком годности, с нарушением санитарных норм и правил, без информации для покупателей на русском языке, без контрольных весов.

По всем выявленным фактам представителю ЗАО “ВАСОН“ выдано предписание N 005058 от 22.01.04 об устранении указанных нарушений.

В соответствии со ст. 5 ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ N 134-ФЗ от 08.08.2001 12 февраля 2004 г. была проведена внеплановая проверка деятельности ЗАО “ВАСОН“, предметом которой явился контроль исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных при проведении планового мероприятия по контролю нарушений.

В результате проведения внеплановых мероприятий по контролю 12.02.2004 дополнительно были выявлены следующие нарушения: продажа товаров, не соответствующих требованиям ГОСТа, без информации об изготовителе, с недооформленными ценниками.

После выявления допущенных нарушений
были вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 001908, N 00490, N 001967, N 001889 от 12.02.2004.

После окончания административного расследования в отношении ЗАО “ВАСОН“ 19 февраля 2004 г. составлен протокол об административном правонарушении N 005797 по ст. 14.4, ч. 1, ст. 14.4, ч. 2, ст. ст. 14.5, 14.6, ст. 14.8, ч. 1, ст. ст. 14.15, 14.16, ч. 3 КоАП РФ.

19.02.2004 вынесено постановление N 175 о привлечении ЗАО “ВАСОН“ к административной ответственности по ст. 14.4, ч. 1, КоАП РФ - продажа товаров, не соответствующих требованиям государственных стандартов, а именно, в продаже находилось печенье “Астра“, не соответствующее требованиям ГОСТа 24901-89 (на маркировке отсутствовала дата выработки либо дата конечного срока годности). Данный факт подтвержден представленной в материалы дела маркировкой печенья “Астра“, изъятой у ЗАО “ВАСОН“ при проведении контрольных мероприятий. Реквизиты маркировки полностью соответствуют описанию маркировки, указанной в протоколе об административном правонарушении 19.02.2004.

Ссылку заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей считает несостоятельной. В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента
РФ или постановлениями Правительства РФ. К таким должностным лицам относится начальник отдела Управления Госторгинспекции Московской области.

На основании изложенного Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Московской области просит оставить решение суда 1-й инстанции без изменения, апелляционную жалобу ЗАО “ВАСОН“ - без удовлетворения.

Выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба ЗАО “ВАСОН“ не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на основании Положения “О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.05.1993 N 501, по распоряжению заместителя руководителя Управления Госторгинспекции по Московской области N 05140 от 19.01.04 в павильоне ЗАО “ВАСОН“, расположенном по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевское шоссе, д. 8а, 22 января 2004 г. проведена плановая проверка соблюдения правил торговли, правил продажи отдельных видов товаров, правил продажи алкогольной продукции, качества товаров, реализуемых потребителям, по результатам которой составлен акт N 005084 (л. д. 23, т. 1).

Из акта проверки следует, что в павильоне ЗАО “ВАСОН“ были допущены следующие правонарушения: осуществление расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники, реализация товара с истекшим сроком годности, без сертификатов соответствия, обман покупателей, реализация товара без информации на русском языке, нарушение ценообразования на соки, продажа алкогольной продукции с отклеивающимися марками.

22 января
2004 г. Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении (л. д. 24, т. 1) и выдано предписание N 005058 об устранении указанных нарушений.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона РФ N 134-ФЗ от 08.08.2001 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ 12 февраля 2004 г. Управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей была проведена внеплановая проверка деятельности ЗАО “ВАСОН“, предметом внеплановой проверки был контроль за исполнением предписания от 22 января 2004 г. N 005058.

При проведении внеплановой проверки 12.02.2004 установлено совершение ЗАО “ВАСОН“ административных правонарушений: продажа продовольственных товаров с истекшим сроком годности, без сертификатов соответствия, продажа алкогольной продукции с нарушением маркирования акцизными марками, реализация товаров без информации на русском языке, нарушение ценообразования на соки, продажа пива импортного производства без справок к грузовым таможенным декларациям, продажа пищевых продуктов с ненадлежащей маркировкой, нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

По результатам проведения мероприятий по контролю были составлены акты N 005605, N 005456, N 005339, N 005643 от 12.02.2004 и протокол об административных правонарушениях N 005797 от 19.02.04 (л. д. 6, 11, 13, 18 - 20, 31, т. 1).

Руководителем Управления Госторгинспекции Московской области
19.02.2004 вынесено постановление N 175 о привлечении ЗАО “ВАСОН“ к административной ответственности по ст. 14.4, ч. 1, ст. 14.4, ч. 2, ст. ст. 14.6, 14.5, 14.15, ст. 14.16, ч. 3 КоАП РФ (л. д. 30, т. 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ ЗАО “ВАСОН“ назначено наказание в пределах санкции ст. 14.4, ч. 1, КоАП РФ - штраф в размере 300 МРОТ - 30000 руб.

Объективная сторона данного правонарушения включает продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг: не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Из протокола об административном правонарушении от 19.02.2004 N 005797 следует, что в магазине ЗАО “ВАСОН“ осуществлялась продажа товара с нарушением требований стандартов.

Согласно акту контрольных мероприятий от 12.02.2004 продажа в магазине ЗАО “ВАСОН“ печенья “Астра“ по цене 40 руб. за 1 кг, изготовитель - ПБОЮЛ Т., осуществлялась с нарушением требований ГОСТ-24901-89, а именно, на маркировке отсутствовала дата выработки или дата конечного срока годности (л. д. 37, т. 1).

Данный факт подтвержден представленной в материалы дела изъятой у ЗАО “ВАСОН“ при проведении проверки маркировкой печенья “Астра“ (цитрус) (л. д. 112, т. 1), на маркировке печенья “Астра“ (цитрус) указано, что оно выработано по ГОСТ-24901-89.

В соответствии с п. п. 1.4.2, 1.5, 1.5.3 Государственного стандарта
Союза ССР (ГОСТ 24901-89), утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам N 2059 от 27.06.89, печенье фасуют в коробки, металлические банки, пачки и пакеты.

Сдобное печенье, а также сахарное и затяжное печенье с количеством 1 кг не менее 100 шт. допускается фасовать в коробки с насыпью.

Коробки должны изготавливаться из коробочного картона по нормативно-технической документации или полимерных материалов.

На коробках, банках, пачках, пакетах с печеньем должна быть маркировка, содержащая: товарный знак (при его наличии), наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение; наименование продукта, массу нетто, дату выработки, срок хранения, цену, информационные сведения о пищевой и энергетической ценности 100 гр. продукта, обозначение настоящего стандарта.

На маркировке печенья “Астра“, продававшегося в магазине ЗАО “ВАСОН“ 12.02.2004, не указана дата выработки или конечный срок хранения.

Реквизиты данной маркировки полностью соответствуют описанию маркировки, указанной в акте проверки от 12.02.2004, в связи с чем доводы ЗАО “ВАСОН“ о том, что представленная в материалы дела маркировка печенья “Астра“ не относится к продукции, имевшейся в продаже магазина ЗАО “ВАСОН“, апелляционный суд считает необоснованными.

ЗАО “ВАСОН“ не представлено доказательств надлежащей маркировки печенья “Астра“, имевшегося в продаже магазина ЗАО “ВАСОН“ на момент проверки.

Представленная в судебное заседание заявителем маркировка печенья “Астра“ (земляника) с указанием срока хранения относится к печенью “Астра“ (земляника), в то время как из материалов дела следует, что на момент проверки с ненадлежащей маркировкой осуществлялась продажа печенья “Астра“ (цитрус).

Акт проверки от 12.02.2004 N 005339, в котором отражено событие данного правонарушения, протокол по делу об административном правонарушении от 12.02.2004 N 005424, постановление по делу об административном правонарушении N 175 от 19.02.2004 подписаны уполномоченным представителем ЗАО “ВАСОН“ (л. д. 30, 31, 37, т. 1).

Апелляционный суд считает, что ЗАО “ВАСОН“ правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 14.4, ч. 1 КоАП РФ, факт совершения данного правонарушения подтвержден материалами дела.

Доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом являются необоснованными.

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.4 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), органов санитарно-эпидемиологической службы РФ по административным правонарушениям, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Ссылка ЗАО “ВАСОН“ на нарушение ст. ст. 28.5, 28.7 КоАП РФ также необоснованна, т.к. после выявления совершенных правонарушений были составлены протоколы и вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 001908, 000490, 001967, 001889 от 12.02.2004 (л. д. 7, 8, 12, 13, 16, 27, 29, 31, 33, 36, 37, т. 1).

Доводы заявителя о нарушении Управлением Госторгинспекции ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ не принимаются апелляционным судом как необоснованные.

П. п. 4, 5 ст. 7 указанного Закона предоставляет право органам государственного контроля проводить плановые и внеплановые проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Из материалов дела следует, что 12 февраля 2004 г., была проведена внеплановая проверка деятельности ЗАО “ВАСОН“, предметом которой явился контроль исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в результате плановой проверки 22 января 2004 г. (л. д. 29, 30, 38, оборот, т. 1).

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает постановление об административном правонарушении N 175 от 19.02.2004 законным, вынесенным в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269, п. 1, ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2004 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО “ВАСОН“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Московского округа.