Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2003 N А19-4707/03-39-Ф02-1979/03-С1, А19-4707/03-39-Ф02-1980/03-С1 Судебные акты о признании незаконными действий органа местного самоуправления в виде отказа в предоставлении в собственность земельных участков отменены, так как спорные земельные участки уже были переданы ответчиком в установленном законом порядке под строительство.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 июля 2003 г. Дело N А19-4707/03-39-Ф02-1979/03-С1

N А19-4707/03-39-Ф02-1980/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Елфимовой Г.В., Парской Н.Н.,

при участии в судебном заседании:

от истца - Понамаревой Д.С. (доверенность от 28.01.2003), Токарь И.В. (доверенность от 03.10.2003),

от ответчика - Наумова В.И. (доверенность от 21.01.2003 N 2/1Б-201), Макаровой С.В. (доверенность от 11.06.2003 N 1/1Б-2161),

от третьего лица - Пахолкова С.В. (доверенность от 20.01.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества “Нафтатранс-Восток“ на решение от 7 апреля 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 28 мая 2003 года,
определение о применении обеспечительных мер от 9 апреля 2003 года, администрации Ангарского муниципального образования на решение от 7 апреля 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 28 мая 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4707/03-39 (суд первой инстанции: Титов В.М.; суд апелляционной инстанции: Кулаков Г.Ф., Ибрагимова С.Ю., Михайлова В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Альянстрансойл“ (ЗАО “Альянстрансойл“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании действий администрации Ангарского муниципального образования (администрация) по отказу в предоставлении в собственность в установленном порядке земельных участков незаконными и обязании принять решение о предоставлении в собственность земельных участков.

Определением от 19 марта 2003 года к участию в деле привлечено третье лицо на стороне ответчика - закрытое акционерное общество “Нафтатранс-Восток“ (ЗАО “Нафтатранс-Восток“).

Решением суда от 7 апреля 2003 года заявление удовлетворено.

Определением от 9 апреля 2003 года приняты меры по обеспечению исполнения решения суда. Администрации Ангарского муниципального образования, ЗАО “Нафтатранс-Восток“, а также третьим лицам запрещено осуществлять в отношении земельных участков, расположенных по адресу: Иркутская область, 200 - 300 метров северо-западнее п. Мегет и примыкающим к подъездным путям СМП-271 и наливной эстакаде АУННН ОАО “Транссибнефть“, в составе единого землепользования с кадастровым номером 38:26:010801:0003, какие-либо действия по представлению земельных участков в собственность либо в аренду третьим лицам, регистрации права собственности на расположенные на участках объекты.

Постановлением апелляционной инстанции от 28 мая 2003 года определение от 9 апреля 2003 года оставлено без изменения, решение суда от 7 апреля 2003 года изменено. Администрация Ангарского муниципального образования обязана в срок, не превышающий сорока пяти
дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда от 7 апреля 2003 года, провести торги по заявлениям ЗАО “Альянстрансойл“ от 16.01.2003 N А-4, от 11.02.2003 N А-22 в отношении земельных участков в составе единого землепользования с кадастровым номером 38:26:010801:0003. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО “Нафтатранс-Восток“ и администрация обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых ставят вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением норм процессуального и материального права.

Как указано ЗАО “Нафтатранс-Восток“ в кассационной жалобе, суд должен был отказать в удовлетворении заявления в связи с неправильным заявлением исковых требований, так как статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает признание незаконными действий органов местного самоуправления, выраженных в ответе (письме) на заявление какого-либо лица.

Отказ администрации в предоставлении ЗАО “Альянстрансойл“ земельных участков основан на нормах Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьями 30 - 32, 36 Земельного кодекса (далее - Кодекса) предоставление земельных участков возможно для строительства или под уже существующие объекты недвижимости. В письме N А-22 ЗАО “Альянстрансойл“ не указано, для каких целей и какой деятельности необходимы земельные участки. В письме от 16.01.2003 N А-4 нет указаний на кадастровые номера, поэтому нельзя сделать вывод, идет ли речь об одних и тех же земельных участках.

Судом не принято во внимание, что спорные земельные участки в соответствии с земельным законодательством предоставлены ЗАО “Нафтатранс-Восток“ с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства в начале 2002 года. Договоры аренды земельных участков зарегистрированы в установленном порядке. В
соответствии со статьей 41 Земельного кодекса лица, являющиеся арендаторами земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные в статье 40.

До принятия решения ЗАО “Нафтатранс-Восток“ на предоставленных в аренду земельных участках построен объект и размещение иных объектов невозможно.

Обжалуя определение от 9 апреля 2003 года о применении обеспечительных мер, заявитель кассационной жалобы указал, что на момент принятия данного судебного акта решение суда от 7 апреля 2003 года было исполнено и оснований для применения обеспечительных мер не было. По мнению ЗАО “Нафтатранс-Восток“, заявленный иск носит нематериальный характер, поэтому применение обеспечительных мер не основано на законе.

В кассационной жалобе администрации заявлены аналогичные доводы.

В письменном отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Альянстрансойл“ считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон в заседании кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них.

Изучив материалы дела, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает решение от 7 апреля 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 28 мая 2003 года, определение о применении обеспечительных мер от 9 апреля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, ЗАО “Альянстрансойл“ обратилось в администрацию Ангарского муниципального образования на имя мэра города Ангарска и председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации с заявлением от 16.01.2003 N А-4 о предоставлении в собственность земельных участков, примыкающих к наливной эстакаде АУННН ОАО “Транссибнефть“, смежных с путями СМП-271 и расположенных
по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 200 - 300 метров северо-западнее п. Мегет, общей площадью до 2 га, без согласования места размещения объекта, для строительства обслуживающих объектов, и заявлением от 11.02.2003 N А-4 о предоставлении из земель промышленности в собственность и заключить договор купли-продажи на земельные участки, находящиеся в составе единого землепользования с кадастровым номером 38:26:010801:0007 общей площадью 0,4088 га.

Письмом от 28.02.2003 N 485 за подписью председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом сообщено ЗАО “Альянстрансойл“ о невозможности рассмотрения заявлений до истечения срока действия договора аренды с ЗАО “Нафтатранс-Восток“.

Полагая, что действия администрации противоречат нормам земельного законодательства, ЗАО “Альянстрансойл“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий по отказу в предоставлении в собственность в установленном порядке земельных участков незаконными и обязании принять решение о предоставлении в собственность земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, при рассмотрении настоящего спора суд устанавливает соответствие действия (бездействия) закону и нарушает ли оно права и законные интересы ЗАО “Альянстрансойл“.

Суд правильно руководствовался данной нормой процессуального права, придя к выводу, что отказ заявителю в предоставлении земельных участков в собственность для целей, указанных в заявлении, затрагивает права и законные интересы ЗАО “Альянстрансойл“ в сфере предпринимательской и иной деятельности.

Рассматривая письмо от 28.02.2003 N 485 за подписью
председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации как ответ на заявления от 16.01.2003 и 11.02.2003, суд обоснованно исходил из того, что иного решения администрацией по заявлениям не принималось.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление, и признавая действия администрации незаконными, и обязывая провести торги в отношении спорных земельных участков, исходили из того, что основание отказа в предоставлении в собственность земельных участков - действие договора аренды с другим юридическим лицом - не предусмотрено земельным законодательством.

При этом судом не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно статье 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов;

- с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- проведение работ по формированию земельного участка;

- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Нафтатранс-Восток“ предоставлены земельные участки для строительства с соблюдением установленного законом порядка:

- произведен выбор земельного участка;

- издано постановление мэра Ангарского муниципального образования от
04.06.2002 N 1417 “О предварительном согласовании ЗАО “Нафтатранс-Восток“ места размещения подъездных путей к наливной эстакаде ОАО “Транссибнефть“;

- принято постановление мэра Ангарского муниципального образования от 19.06.2002 N 1579 “О предоставлении ЗАО “Нафтатранс-Восток“ в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский район, 200 м северо-западнее п. Мегет, для строительства и последующей эксплуатации подъездных путей к наливной эстакаде ОАО “Транссибнефть“;

- принято постановление мэра Ангарского муниципального образования от 11.09.2002 N 2362, N 2363 “О предварительном согласовании ЗАО “Нафтатранс-Восток“ места размещения подъездных путей к наливной эстакаде ОАО “Транссибнефть“;

- принято постановление мэра Ангарского муниципального образования от 01.11.2002 N 2840 “О предоставлении ЗАО “Нафтатранс-Восток“ в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский район, 200 м северо-западнее п. Мегет, для строительства и последующей эксплуатации подъездных путей к наливной эстакаде ОАО “Транссибнефть“;

- между администрацией и ЗАО “Нафтатранс-Восток“ заключен договор от 15.11.2002 N 1614 аренды земельных участков, находящихся в составе единого землепользования с кадастровым номером 38:26:010801:0007 со сроком аренды по 01.01.2017.

Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав за N 38-01/01-30/2002-708.

Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 02.04.2003 N 803 утвержден акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемной комиссией по адресу: Иркутская область, Ангарский район, 200 - 210 м северо-западнее п. Мегет.

Как указано в пункте 6 статьи 30 Кодекса, в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, а именно: проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка, или продаже права на заключение
договора аренды земельного участка, или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

На момент обращения ЗАО “Альянстрансойл“ в администрацию спорные земельные участки были предоставлены ЗАО “Нафтатранс-Восток“ для строительства, поэтому администрация не имела правовых оснований для удовлетворения поданных заявлений.

В силу части 1 статьи 41 Кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

Иное толкование в правоприменительной практике положений статьи 30 Кодекса при предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, противоречило бы конституционному принципу защиты прав собственников, долгосрочности хозяйственных отношений и гражданско-правовому обороту земельных участков, находящихся под регулирующим воздействием Кодекса.

При таких обстоятельствах решение от 7 апреля 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 28 мая 2003 года, определение о применении обеспечительных мер от 9 апреля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права, с принятием кассационной инстанцией нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационных жалоб подлежит отнесению на ЗАО “Альянстрансойл“.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 7 апреля 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 28
мая 2003 года, определение от 9 апреля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4707/03-39 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявления о признании действий администрации Ангарского муниципального образования по отказу в предоставлении земельных участков, указанных в заявлениях ЗАО “Альянстрансойл“, в собственность, выраженного в письме от 28.02.2003 N 485, незаконными - отказать.

Взыскать с ЗАО “Альянстрансойл“ государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 2000 рублей.

Возвратить ЗАО “Нафтатранс-Восток“ государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1500 рублей. Выдать справку.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины.

Меры по приостановлению исполнения постановления апелляционной инстанции, принятые определением от 16 июня 2003 года, отменить.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Н.Н.ПАРСКАЯ