Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2003 N А19-6202/02-42-39-Ф02-1505/03-С1 Судебные акты об отказе в признании незаконным предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства оставлены без изменения, так как действия органа по антимонопольной политике не нарушают права органа местного самоуправления на принятие актов по вопросам местного значения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 мая 2003 г. Дело N А19-6202/02-42-39-Ф02-1505/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Елизовой Н.М.,

при участии представителей: администрации города Иркутска - Танкичевой А.В. (доверенность от 16.01.2003 N 059-72-24/3), Магоновой Н.Г. (доверенность от 04.09.2002 N 059-72-272/2), Иркутского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - Ваулиной Е.А. (доверенность от 18.02.2003 N 444-10),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение от 13 февраля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 14 апреля 2003 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-6202/02-42-39 (суд первой инстанции: Титов В.М.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.), принятые по заявлению администрации города Иркутска о признании недействительным в части предписания от 10.04.2002 N 25,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Иркутска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания от 10.04.2002 N 25 Иркутского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - управление) в части прекращения нарушения статьи 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ путем отмены постановления мэра города Иркутска от 28.01.1999 N 031-06-100/9 “Об организации и проведении конкурса страховых организаций на право страхования объектов муниципального нежилого фонда и ответственности арендаторов в городе Иркутске“, прекращения нарушений статьи 8 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и статьи 12 Федерального закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ путем расторжения соглашения о сотрудничестве от 19.04.2001 N 010-64-94/1.

Решением от 9 июля 2002 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 23 октября 2002 года решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2002 года решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела администрация в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнила заявленные требования и просила признать незаконным предписание от 10.04.2002 N 25 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в части прекращения администрацией нарушения статьи 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках“ путем отмены постановления мэра города Иркутска от 28.01.1999 N 031-06-100/9 “Об организации и проведении конкурса страховых организаций на право страхования объектов муниципального нежилого фонда и ответственности арендаторов в городе Иркутске“, прекращения администрацией нарушений статьи 8 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и статьи 12 Федерального закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ путем расторжения соглашения о сотрудничестве от 19.04.2001 N 010-64-94/1.

Решением от 13 февраля 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14 апреля 2003 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, его действия не ущемляют интересов страховщиков, так как победители объявляемого администрацией конкурса получают право на страхование объектов муниципального нежилого фонда, переданных в аренду, на согласованных условиях, а иные страховщики осуществляют страхование самостоятельно.

Администрация считает, что судом не выяснен вопрос о нарушении ее прав на принятие актов по вопросам местного значения и заключение договора по результатам проведенного конкурса как равноправного участника гражданских отношений.

Кроме того, полагает администрация, суд не указал на конкретные создаваемые ей препятствия для арендаторов объектов муниципального нежилого фонда при выборе страховой организации и заключении с ней договора страхования, а также негативные последствия на общие условия предоставления страховых услуг. Отсутствие анализа указанного рынка услуг свидетельствует о недоказанности фактов нарушения антимонопольного законодательства со стороны администрации.

Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы,
ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, постановлением мэра города Иркутска от 28.01.1999 N 031-06-100/9 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением от 17.01.2001 N 031-06-31/1) “Об организации и проведении конкурса страховых организаций на право страхования объектов муниципального нежилого фонда и ответственности арендаторов в городе Иркутске“ утверждено Положение об организации и проведении конкурса страховых организаций на право страхования объектов муниципального нежилого фонда и ответственности арендаторов в городе Иркутске.

По итогам проведенного 22.03.2001 конкурса и в соответствии с положениями названного постановления с победителями конкурса страховых организаций на право страхования объектов муниципального нежилого фонда заключено соглашение о сотрудничестве от 19.04.2001 N 010-64-94/1.

10.04.2002 управлением по результатам рассмотрения в порядке особого производства дела о нарушении администрацией положений Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, Федерального закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, предписано администрации в срок до 24.04.2002 отменить постановление мэра города Иркутска от 28.01.1999 N 031-06-100/9 “Об организации и проведении конкурса страховых организаций на право страхования объектов муниципального нежилого фонда и ответственности арендаторов в городе Иркутске“, расторгнуть соглашение о сотрудничестве от 19.04.2001 N 010-64-94/1 и отозвать письма от 23.04.2001 N 046-03-1408/01 Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации, направленные арендаторам муниципального нежилого фонда.

Письмом от 23.04.2002 N 505-70-1546/2 Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации письма от 23.04.2001 N 046-03-1408/01 отозваны.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая
в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из того обстоятельства, что управлением доказан факт нарушения администрацией положений антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается: необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, давать хозяйствующим субъектам указания о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов, необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Постановление мэра города Иркутска от 28.01.1999 N 031-06-100/9, определяющее, что право страхования объектов муниципального нежилого фонда предоставляется не всем страховым организациям, осуществляющим свою деятельность на рынке страховых услуг города Иркутска, а лишь победителям конкурса, фактически содержит ограничения прав арендаторов объектов недвижимости муниципального фонда на самостоятельный выбор страховой организации, а также ущемляет права страховых организаций, не являющихся победителями конкурса, на страхование указанных объектов недвижимости.

Материалами дела, в частности, договором аренды нежилого помещения (здания) от 11.07.2001 N 1073, пункт 2.3.6 которого устанавливает обязанность арендаторов заключить договор страхования арендуемого объекта недвижимости с конкретными страховыми организациями - победителями конкурса, подтверждается необоснованность доводов заявителя кассационной жалобы о возможности самостоятельного осуществления страхования указанных объектов иными страховщиками, не являющимися
победителями конкурса.

Согласно статье 8 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещается заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий между органами местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков), ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные действия, с финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций. Органам местного самоуправления также запрещается ограничивать иначе как на основании федерального закона доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации, препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг, предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

Заключенное во исполнение постановления мэра города Иркутска от 28.01.1999 N 031-06-100/9 с победителями конкурса соглашение о сотрудничестве от 19.04.2001 N 010-64-94/1 фактически разделяет рынок страхования объектов муниципального нежилого фонда по кругу страховщиков, ограничивая права
и ущемляя интересы страховых организаций, не являющихся победителями конкурса.

Суд кассационной инстанции полагает, что действия Управления не нарушают права администрации на принятие актов по вопросам местного значения и заключение договора по результатам проведенного конкурса, так как положениями Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не предусмотрены права органов местного самоуправления по ограничению, устранению конкуренции на территории муниципальных образований и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов вне пределов, установленных федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 февраля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 14 апреля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6202/02-42-39 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ЕЛИЗОВА