Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2003 N А69-1598/02-10-8-Ф02-1263/03-С1 Дело о признании незаконными решений и требований налогового органа о взыскании налогов, пеней и штрафа направлено на новое рассмотрение, так как закон субъекта Российской Федерации о предоставлении льготного налогового режима не вступил в законную силу и не подлежал применению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 мая 2003 г. Дело N А69-1598/02-10-8-Ф02-1263/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Елизовой Н.М., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью “Комлайн“ Кузнецова Б.Я. (доверенность от 23.08.2002),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Тыва на решение от 19 декабря 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 27 февраля 2003 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1598/02-10-8 (суд первой инстанции: Донгак О.Ш.; суд апелляционной
инстанции: Санчат Э.А., Абрамова А.А., Ондар Ч.Ч.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Комлайн“ обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Тыва (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными решений от 25.06.2002 N 258, от 25.07.2002 N 199, требований от 05.07.2002 N 258.

Решением от 19 декабря 2002 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение налоговой инспекции от 25.06.2002 N 258 о привлечении ООО “Комлайн“ к ответственности в виде штрафа в размере 27926 рублей, взыскании задолженности по налогам на прибыль в сумме 22730 рублей, на имущество в сумме 168 рублей, на пользователей автомобильных дорог в сумме 116730 рублей и пеней в сумме 8063 рублей. На налоговую инспекцию возложена обязанность отменить принятые во исполнение решения от 25.06.2002 N 258 акты налогового органа.

Постановлением апелляционной инстанции от 27 февраля 2003 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает, что льгота по уплате налогов на прибыль, на имущество и на пользователей автомобильных дорог применялась ООО “Комлайн“ неправомерно.

По мнению налогового органа, Закон Республики Тыва от 26.07.1999 N 310 “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ был принят в нарушение налогового законодательства, в частности, пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, так как действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает такой льготы налогообложения, как “льготный налоговый режим участникам Системы дополнительных инвестиций“.

Кроме того,
заявитель указывает, что вышеназванный Закон Республики Тыва не был официально опубликован и не может рассматриваться как нормативный акт, влекущий за собой какие-либо правовые последствия.

ООО “Комлайн“ в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая на правомерность применения в 2001 году льготы по уплате налогов на основании Закона Республики Тыва “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 18.03.2003 N 89761), заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Представитель ООО “Комлайн“ в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в результате проведенной камеральной проверки представленной ООО “Комлайн“ бухгалтерской и налоговой отчетности за 2001 год было установлено неправомерное применение налогоплательщиком льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в региональный бюджет.

На основании материалов проверки руководителем налоговой инспекции принято решение от 25.06.2002 N 258 о привлечении ООО “Комлайн“ к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, также налогоплательщику предложено уплатить начисленные суммы недоимки по указанным налогам и пени за их несвоевременную уплату.

Требования от 05.07.2002 N 258 об уплате начисленных сумм недоимки, пеней и штрафа в добровольном порядке в срок до 22.07.2002 налогоплательщиком исполнены не были.

В связи с неисполнением указанных требований
руководителем налоговой инспекции 25.07.2002 принято решение N 199 о взыскании задолженности по налогам и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.

Не согласившись с решением налогового органа от 25.06.2002 N 258, требованием от 05.07.2002 N 258 и решением от 25.07.2002 N 199, ООО “Комлайн“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о правомерности применения ООО “Комлайн“ в 2001 году льготы по уплате налогов на прибыль, на имущество, на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в региональный бюджет. При этом суд исходил из того, что Закон Республики Тыва от 26.07.1999 N 310 “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ в спорный период подлежал применению, так как на момент принятия указанного Закона порядок и сроки опубликования законов республики законодательно не были урегулированы. Также суд указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Закон Республики Тыва от 25.04.2001 N 1041 “О признании утратившими силу Законов Республики Тыва от 26.07.1999 N 310 “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ и от 01.11.1999 N 370 “О внесении изменений в Закон Республики Тыва “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ вступил в законную силу с 01.01.2002.

Однако выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Статьей 63 Конституции Республики Тыва от 21.10.1993, действовавшей в период принятия Закона
Республики Тыва “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“, предусмотрено, что законы Республики Тыва подлежат опубликованию на тыва и русском языках.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с названным Кодексом.

Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации связывает вступление актов законодательства о налогах и сборах в силу с моментом их официального опубликования.

Из материалов дела видно, что согласно принятому Закону Республики Тыва от 26.07.1999 N 310 “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ предприятиям и организациям, зарегистрированным в качестве участников Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва, предоставлялась льгота в форме освобождения от уплаты федеральных налогов в части, направляемой в бюджет Республики Тыва в период 1998 - 2002 годы.

Закон Республики Тыва от 26.07.1999 N 310 в соответствии с пунктом 1 статьи 6 данного Закона вступает в силу со дня его официального опубликования.

Как установлено арбитражным судом, Закон Республики Тыва от 26.07.1999 N 310 “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ был опубликован в республиканской газете “Шын“ от 29.02.2000 N 24 на тыва языке. В газете “Тувинская правда“ от 23.11.1999 N 83 опубликован на русском языке текст закона, вносящий изменения в Закон от 26.07.1999 N 310. В Собрании законодательства Республики Тыва N 1 Закон от 26.07.1999 N 310 опубликован на русском языке (подписано в печать 20.06.2001).

Закон Республики
Тыва от 25.04.2001 N 1041 “О признании утратившими силу Законов Республики Тыва “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ от 26 июля 1999 года N 310 и “О внесении изменений в Закон Республики Тыва “О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва“ от 1 ноября 1999 года N 370“ был опубликован в газете “Тувинская правда“ от 08.05.2001.

Таким образом, Закон от 26.07.1999 N 310 на русском языке был официально опубликован в 2001 году после опубликования закона об его отмене, поэтому не вступил в законную силу и не подлежал применению.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для проверки правильности начисления налоговым органом налогов, пеней и налоговых санкций.

При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо предложить сторонам представить доказательства, подтверждающие сумму налогов, в отношении которой налогоплательщиком была применена льгота, а также проверить наличие обстоятельств, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19 декабря 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 27 февраля 2003 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1598/02-10-8 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Н.М.ЕЛИЗОВА

И.П.МИРОНОВА