Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2003 N А33-15492/02-С3-Ф02-1151/03-С1 Судебные акты об отказе в признании недействительным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ оставлены без изменения, так как факт совершения истцом названного правонарушения подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 мая 2003 г. Дело N А33-15492/02-С3-Ф02-1151/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Елфимовой Г.В., Елизовой Н.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. на решение от 5 ноября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 4 февраля 2003 года по делу N А33-15492/02-С3 (судья первой инстанции: Фролов Н.Н., судьи апелляционной инстанции: Плотников А.А., Бычкова О.И., Раздобреева И.А.),

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и
отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Красноярскому краю (налоговая инспекция) по делу об административном правонарушении N 000032 от 24.09.2002 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Решением суда от 5 ноября 2002 года в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 4 февраля 2003 года решение суда оставлено без изменения.

Обжалуя решение суда и постановление апелляционной инстанции, предприниматель Султанахмедова П.А. указывает, что она осуществляла торговлю из контейнера на открытой территории рынка, следовательно, у нее отсутствовала обязанность применения контрольно - кассовой машины, в связи с чем привлечение ее к административной ответственности является незаконным.

В кассационной жалобе указывается также на неисследованность обстоятельств, связанных с местом и порядком осуществления розничной торговли предпринимателем, неприменение норм постановления Правительства Российской Федерации N 1364 от 21.11.1998 и Закона Красноярского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 9785, 9786 от 17.04.2003), однако на судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон “О применении ККМ...“).

При покупке мужского джемпера по цене 220 рублей в контейнере, принадлежащем предпринимателю Султанахмедовой П.А., расположенном на территории городского рынка, контрольно
- кассовая машина не применялась, поскольку таковая отсутствовала, что отражено в акте проверки N 000546 от 23.09.2002. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении N 000031 от 23.09.2002.

Постановлением налоговой инспекции по делу об административном правонарушении N 000032 от 24.09.2002 предприниматель Султанахмедова П.А. привлечена к ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда, что составило 3000 рублей.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что при осуществлении торговли в контейнере, расположенном на городском рынке, контрольно - кассовая машина должна применяться. При указанных обстоятельствах суд сделал вывод о правомерности применения налоговым органом мер административной ответственности, предусмотренных статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает судебные акты, принятые по настоящему делу, законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О применении ККМ...“ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) производятся с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Для ряда предприятий (физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) Закон предусматривает освобождение от применения контрольно - кассовых машин в связи с особенностями местонахождения и специфики деятельности в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

Пунктом 2 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые
в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года (в редакции постановления от 07.01.1999 N 24, от 02.12.2000 N 917), установлено, что вправе не применять контрольно - кассовые машины организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами (подпункт “е“).

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, Султанахмедова П.А. осуществляла розничную торговлю промышленными товарами в контейнере, расположенном на городском рынке. Следовательно, она обязана была применять контрольно - кассовую машину при осуществлении денежных расчетов с покупателями.

В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Факт правонарушения, совершенного предпринимателем Султанахмедовой П.А., доказан налоговым органом и подтвержден соответствующими доказательствами, привлечение к административной ответственности осуществлено в установленном законом порядке. При указанных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований
для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу.

Довод кассационной жалобы о применении к данным правоотношениям Закона Красноярского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ отклоняется судом, поскольку уплата единого налога не освобождает предпринимателя от обязанности применять контрольно - кассовую машину в установленных законом случаях. Отклоняется также довод заявителя о неприменении постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 1998 года N 1364, которым внесены изменения в вышеуказанный Перечень: в судебных актах, принятых по настоящему делу, данный акт изложен в последней редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 ноября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 4 февраля 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-15492/02-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Н.М.ЕЛИЗОВА