Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2003 N А19-17966/02-45-Ф02-967/03-С1 Дело о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога за загрязнение окружающей среды направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 апреля 2003 г.

Дело N А19-17966/02-45-Ф02-967/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Елфимовой Г.В., Елизовой Н.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району на решение от 16 декабря 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17966/02-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Нижнеилимское управление коммунального хозяйства“ (МУП “Нижнеилимское УКХ“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району (налоговая инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции по начислению налога за загрязнение окружающей среды и обязании возвратить начисленный налог в сумме 241049 рублей 23 копеек.

Решением от 16 декабря 2002 года исковые требования удовлетворены частично. Действия налоговой инспекции в части возврата 29236 рублей 23 копеек признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением от 16 декабря 2002 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 623, определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи, перечисленные МУП “Нижнеилимское УКХ“ за загрязнение окружающей среды на общую сумму 29236 рублей 23 копейки, возврату не подлежат.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 72667 от 25.03.2003, N 72668 от 27.03.2003), но своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело слушается без их участия.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа полагает решение от 16 декабря 2002 года Арбитражного суда Иркутской области отменить с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, МУП “Нижнеилимское УКХ“ платежными поручениями от 20.03.2002 N 69,
03.06.2002 N 227, 17.06.2002 N 271, 20.06.2002 N 287 внесло плату за загрязнение окружающей природной среды, установленную постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ от 28.08.1992 N 632 (в редакции от 14.06.2001), на общую сумму 241049 рублей 23 копейки.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, оставленным без изменения определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС 02-232, постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 признано незаконным.

МУП “Нижнеилимское УКХ“ обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате уплаченных платежей за загрязнение окружающей среды. Отказ налоговой инспекции в удовлетворении заявления послужил основанием для обращения с иском в арбитражный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.

В мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований (статья 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение от 16 декабря 2002 года данным требованиям закона не отвечает.

Суд удовлетворил исковые требования частично, признав действия налогового органа в части возврата 29236 рублей 23 копеек незаконными. Как
следует из материалов дела и мотивировочной части решения, таковых требований истец не заявлял. Мотивировочная часть решения не соответствует резолютивной части решения.

В материалах дела отсутствует резолютивная часть решения, которая была объявлена в судебном заседании 6 декабря 2002 года, что противоречит требованиям части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, указывая законы и нормативные акты, которые применены при разрешении настоящего спора, не учел следующее.

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 Министерством Российской Федерации по охране окружающей среды и природных ресурсов 27.11.1992 были утверждены “Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы“.

Приказом министра природных ресурсов Российской Федерации от 12.04.2002 N 187 ранее утвержденные “Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы“ признаны недействующими.

Судом данному обстоятельству не дано никакой правовой оценки и оно не учитывалось при вынесении решения.

При таких обстоятельствах решение от 16 декабря 2002 года Арбитражного суда Иркутской области в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16 декабря 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17966/02-45 отменить.

Дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Н.М.ЕЛИЗОВА