Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2003 N А74-3837/02-К2-Ф02-835/03-С1 Решение суда о признании недействительным отказа налогового органа о переводе истца на упрощенную систему налогообложения соответствует нормам материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 апреля 2003 г. Дело N А74-3837/02-К2-Ф02-835/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Косачевой О.И., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании муниципального учреждения “Архитектура и градостроительство“ Чмых Е.А. (доверенность от 01.03.2003) и Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия Приходько Т.Ф. (доверенность от 04.01.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия на решение от 13 января 2003 года Арбитражного
суда Республики Хакасия по делу N А74-3837/02-К2 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение (МУ) “Архитектура и градостроительство“ обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (налоговая инспекция) перевести МУ “Архитектура и градостроительство“ на упрощенную систему налогообложения, содержащегося в письме от 11.10.2002 N ВГ-09/24883.

Решением суда от 13 января 2003 года требование заявителя удовлетворено.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия просит отменить решение от 13 января 2003 года, в удовлетворении требования отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, письмо от 11.10.2002 N ВГ-09/24883 не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде.

Кроме того, доля непосредственного участия других организаций в МУ “Архитектура и градостроительство“ составляет более 25 процентов, в связи с чем налоговой инспекцией обоснованно было отказано в переводе заявителя на упрощенную систему налогообложения.

МУ “Архитектура и градостроительство“ и Бюджетно - казначейское управление Администрации города Абакана в отзывах на кассационную жалобу просят оставить решение от 13 января 2003 года без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 72024, 72025 от 21.03.2003, N 72026 от 24.03.2003).

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что решение от 13 января 2003 года следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует
из материалов дела, МУ “Архитектура и градостроительство“ обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переводе на упрощенную систему налогообложения.

Письмом от 11.10.2002 N ВГ-09/24883 налоговая инспекция отказала МУ “Архитектура и градостроительство“ в переводе на упрощенную систему налогообложения в связи с тем, что доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МУ “Архитектура и градостроительство“ с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование по следующим основаниям.

Согласно подпункту 14 пункту 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.

В соответствии с уставом МУ “Архитектура и градостроительство“ является некоммерческой организацией, собственником которой является муниципальное учреждение города Абакана.

Права собственника учреждения от имени муниципального образования осуществляет Комитет по управлению имуществом города Абакана и Департамент градостроительства, архитектуры, землеустройства и экологии Администрации города Абакана.

Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Имущество МУ “Архитектура и градостроительство“ является собственностью муниципального учреждения города Абакана.

Следовательно, налоговая инспекция необоснованно пришла к выводу, что в данном учреждении имеется доля непосредственного участия других организаций - Комитета по управлению имуществом города Абакана и Департамента градостроительства, архитектуры, землеустройства и экологии Администрации города Абакана.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами
и юридическими лицами.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Кодекса).

Таким образом, Комитет по управлению имуществом города Абакана и Департамент градостроительства, архитектуры, землеустройства и экологии Администрации города Абакана лишь осуществляют управление МУ “Архитектура и градостроительство“ от имени муниципального образования - города Абакана, но не являются его собственниками либо собственниками имущества, находящегося у него в оперативном управлении.

Письмо налоговой инспекции от 11.10.2002 N ВГ-09/24883 является решением государственного органа, имеющим распорядительно - властный характер, в связи с чем оно является ненормативным правовым актом, спор о признании недействительным которого подведомствен арбитражному суду.

В связи с тем, что решение от 13 января 2003 года является законным и обоснованным, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 января 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3837/02-К2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

П.В.ШОШИН