Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2003 N А74-2782/02-К1-Ф02-717/03-С2 Судебные акты об отказе в иске о взыскании убытков в виде разницы между фактическими расходами по содержанию жилого фонда, находящегося у истца на балансе, и платежами за жилищно-коммунальные услуги, поступавшими от жильцов, соответствуют нормам материального и процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 марта 2003 г. Дело N А74-2782/02-К1-Ф02-717/03-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Уманя И.Н.,

судей: Некрасова С.Ю., Нестеровой Л.П.,

при участии в судебном заседании представителя администрации города Абакана Гасан О.А., (доверенность N 2394 от 23 октября 2002 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества “Абаканвагонстрой“ на решение от 28 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 4 января 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2782/02-К1 (суд первой инстанции: Магда О.В.; суд апелляционной инстанции:
Струкова Г.И., Ильина Е.Г., Филипова Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Абаканвагонстрой“ (далее - ОАО “Абаканвагонстрой“) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к администрации города Абакана о взыскании 4317331 рубля, составляющих сумму убытков, возникших за период с августа 1999 года по июнь 2002 года, в виде разницы между фактическими расходами истца по содержанию жилого фонда, находящегося у него на балансе, и платежами за жилищно - коммунальные услуги, поступавшими от жильцов по тарифам, утвержденным постановлением мэра города Абакана от 16 июня 1999 года N 680 и распоряжением мэра г. Абакана от 18 июля 2001 года N 370-р, соответственно, в 60% и 80% к затратам на обслуживание жилого фонда и поставку коммунальных услуг.

Определением суда от 27 сентября 2002 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом и Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.

Решением от 28 октября 2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 4 января 2003 года, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Абаканвагонстрой“ просит отменить судебные акты, принятые Арбитражным судом Республики Хакасия, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как полагает заявитель кассационной жалобы арбитражный суд пришел к неправильному выводу о том, что истец не доказал факт причинения убытков, их размер и причинно - следственную связь между убытками и действиями ответчика, так как были представлены первичные бухгалтерские документы и расчеты сумм убытков, которые не были исследованы в судебном заседании. Не были судом истребованы дополнительные доказательства в виде информации Министерства финансов и экономики Республики Хакасия о получении из бюджета
Российской Федерации дотаций на возмещение предприятиям разницы между затратами на предоставление жилищно - коммунальных услуг и установленным уровнем платежей и о предоставлении бюджету города Абакана денежных средств на указанные цели. Не указаны судом мотивы, по которым не был применен при разрешении спора Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие нормативные правовые акты, на которые сослался истец. Не была применена также и статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, что привело к выводу об отсутствии у администрации города Абакана обязательства по возмещению истцу затрат, связанных с обслуживанием и эксплуатацией жилых домов. Выводы суда о наличии у истца обязанности нести расходы по содержанию жилых домов и производить их текущий ремонт не основаны на законе, поскольку договор о закреплении жилого фонда за ОАО “Абаканвагонстрой“ на праве полного хозяйственного ведения и договоры безвозмездного пользования являются ничтожными сделками, так как не соответствуют требованиям статей 214, 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Администрация города Абакана в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает, что судебные акты Арбитражного суда Республики Хакасия являются правильными, поскольку истец не доказал ни одного из условий, необходимых для привлечения к ответственности ответчика. Администрация города Абакана устанавливает тарифы по оплате за жилье и коммунальные услуги для населения, проживающего в муниципальном жилом фонде. Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и нормативные акты Правительства Российской Федерации, на которые сослался истец, носят рекомендательный характер по отношению к органам местного самоуправления и не возлагают на них обязанности компенсировать расходы предприятиям, являющимся балансодержателями жилого фонда.

Отзывы на кассационную жалобу
от третьих лиц не поступили.

Стороны и третьи лица о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 5764 от 11 марта 2003 года, N 4636 от 6 марта 2003 года, N 4633 от 6 марта 2003 года и N 4634 от 6 марта 2003 года). Представители ОАО “Абаканвагонстрой“, Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом и Министерства финансов и экономики Республики Хакасия в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.

Представитель администрации города Абакана Гасан О.А. подтвердила в судебном заседании обстоятельства, указанные в отзыве на кассационную жалобу.

Выслушав представителя администрации города Абакана Гасан О.А., обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 28 октября 2002 года и постановления от 4 января 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия, правильность применения при рассмотрении дела норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

ОАО “Абаканвагонстрой“ является балансодержателем части жилого фонда, расположенного на территории города Абакана, жильцы которого оплачивают ему стоимость жилищно - коммунальных услуг. Полагая, что возникшие в период с августа 1999 года по июнь 2002 года убытки в сумме 4317331 рубля вследствие того, что тарифы, утвержденные мэром г. Абакана, не восполняют фактических затрат истца на содержание жилых домов, поэтому должны компенсироваться из средств бюджета муниципального образования, ОАО “Абаканвагонстрой“
обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Хакасия об их взыскании с администрации города Абакана, ссылаясь на статьи 12 и 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 “О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации“, пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 965 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы“ и на подпункт “б“ пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 года N 804 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год“.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возмещения истцу убытков, поскольку администрация города Абакана не имеет перед ОАО “Абаканвагонстрой“ обязательств по возмещению фактических затрат, связанных с обслуживанием и эксплуатацией жилых домов, находящихся на балансе истца.

Суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа соглашается с данными выводами Арбитражного суда Республики Хакасия.

Истец, требуя возмещения убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен был, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, доказать наличие в действиях (бездействии) ответчика состава правонарушения (их незаконности),
в том числе в том числе издания органом местного самоуправления (в данном случае администрацией города Абакана) акта, не соответствующего закону или иному правовому акту.

Судом на основе оценки представленных сторонами доказательств правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, свидетельствующие об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.

Статья 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 (в редакции Федеральных законов от 12 января 1996 года N 9-ФЗ, от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ, от 10 февраля 1999 года N 29-ФЗ, от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ и от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ) “Об основах федеральной жилищной политики“ предусматривает, что оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. В период поэтапного в течение 15 лет перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, в течение которого используются меры социальной защиты граждан, Правительством Российской Федерации сохраняется порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций (трансфертов) на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно - коммунального хозяйства в части, не покрываемой средствами, поступающими от оплаты жилищно - коммунальных услуг гражданами. На органы государственного управления и местную администрацию возложено предоставление компенсаций (субсидий) гражданам, обеспечивающих оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, принятым
в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Россия на рубеже эпох“ (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), касающихся совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и реализации мер по социальной защите населения, и статьи 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, предусмотрено, что ставки и тарифы на жилищно - коммунальные услуги утверждаются органами местного самоуправления с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявленных необоснованных затрат, и устанавливаются не выше федерального стандарта, утверждаемого федеральными органами государственной власти (пункт 8). Затраты по предоставлению компенсаций (субсидий), предусмотренных статьей 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, компенсируются не органами государственного управления и местной администрации, а за счет балансодержателя.

Следовательно, постановление мэра города Абакана от 16 июня 1999 года N 680 “Об утверждении тарифов по оплате за жилье и коммунальные услуги“ и распоряжение мэра г. Абакана от 18 июля 2001 года N 370-р “Об исполнении Постановления Правительства РХ от 13.07.2001 N 148 “Об изменении уровня платежей населения Республики Хакасия за жилищно - коммунальные услуги“ соответствуют правовому акту Правительства Российской Федерации, так как изданы на основании полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации“ в ведении местного самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения, составляющим компетенцию местного самоуправления, относятся владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Администрация города Абакана не осуществляет правомочий собственника в отношении жилого фонда, находящегося на балансе ОАО “Абаканвагонстрой“.

ОАО “Абаканвагонстрой“ не только начисляет коммунальные платежи по вышеуказанному жилому фонду, но и через свой жилищно - эксплуатационный участок, являющийся филиалом юридического лица, получает с жильцов денежные средства в качестве оплаты стоимости жилья и коммунальных услуг, то есть оно осуществляет эксплуатацию жилого фонда, балансодержателем которого является.

При этом, ни один из указанных ОАО “Абаканвагонстрой“ правовых актов: ни Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, ни Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 “О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации“, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 965 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы“, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 года N 804 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год“, не возлагают на администрацию города Абакана, как на орган местного самоуправления, обязанности компенсировать истцу расходы по содержанию находящегося у него жилого фонда.

Не обязывает ответчика возместить истцу убытки и статья 424
Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую сделана ссылка в кассационной жалобе, поскольку эта норма закона регулирует правоотношения, возникающие при исполнении договорных обязательств.

Оценка судом апелляционной инстанции договоров о закреплении за ОАО “Абаканвагонстрой“ жилого фонда на праве полного хозяйственного ведения и договоров безвозмездного пользования, заключенных между Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом и истцом, предусматривающих обязанность истца нести расходы по содержанию жилых домов, производить их текущий и капитальный ремонты, которые заявитель кассационной жалобы считает ничтожными, не привела к принятию неправильного судебного акта, поскольку основанием заявленных требований о взыскании убытков являются нормативные правовые акты, а не сделки по распоряжению имуществом.

Таким образом, ОАО “Абаканвагонстрой“ не представлены доказательства наличия в действиях (бездействии) администрации города Абакана состава правонарушения, который позволил бы истцу использовать в отношении ответчика предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации такой способ защиты гражданских права как возмещение убытков.

При таких обстоятельствах, у Арбитражного суда Республики Хакасия не было необходимости исследовать первичные бухгалтерские документы истца и истребовать дополнительные доказательства, не относящиеся к предмету спора.

С учетом изложенного, кассационная инстанция пришла к выводу, что решение от 28 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 4 января 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия является законным.

Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

Государственная пошлина за рассмотрение дела в кассационной инстанции подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку последнему была предоставлена отсрочка в ее уплате.

Учитывая тяжелое имущественное положение заявителя кассационной
жалобы, суд кассационной инстанции считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до 2500 рублей.

Руководствуясь статьями 102, 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 4 января 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2782/02-К1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Абаканвагонстрой“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2500 рублей за кассационное рассмотрение дела.

Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.

Председательствующий

И.Н.УМАНЬ

Судьи:

С.Ю.НЕКРАСОВ

Л.П.НЕСТЕРОВА