Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2003 N А19-17830/02-21-Ф02-582/03-С1 Суд правомерно признал незаконным постановление таможенного органа о привлечении к ответственности за недекларирование товаров, поскольку ответчик необоснованно отказал заявителю в принятии таможенной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 марта 2003 г. Дело N А19-17830/02-21-Ф02-582/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Косачевой О.И.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Вагнер Сибирь Оборудование“ - Андреева А.В. (доверенность от 25.02.2003 N 018),

от ответчика - Иркутской таможни - Кайдаловой Н.В. (доверенность от 31.10.2002 N 58),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской таможни на решение от 4 декабря 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17830/02-21 (суд первой инстанции: Стрижова Т.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Вагнер Сибирь
Оборудование“ (ООО “Вагнер“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Иркутской таможни по делу о нарушении таможенных правил N 10607000-0153/02 от 03.04.2002 и его отмене.

Решением суда от 4 декабря 2002 года заявление удовлетворено.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Обжалуя решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, Иркутская таможня оспаривает вывод суда об отсутствии оснований для квалификации правонарушения, совершенного заявителем, по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, отсутствии его вины в совершенном правонарушении.

В кассационной жалобе указывается, что судом не выяснялся вопрос о достаточности мер, предпринятых лицом для обеспечения выполнения своих таможенных обязанностей, не исследованы меры, которые наиболее полно гарантировали бы их выполнение, а также практика работы юридического лица по выполнению условий контракта.

Таможня просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового судебного акта по настоящему делу.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Вагнер“ отклоняет ее доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ноябре 2001 года ООО “Вагнер“ получен товар: запчасти, масло трансмиссионное в количестве 4 бочек, весом 792 кг, прибывший из Монголии на станцию Батарейная ВСЖД по ДКД 05000/031101/0001208.

На момент таможенного оформления - 17.12.2001 - масло трансмиссионное не декларировалось, поскольку у декларанта отсутствовал сертификат соответствия, и по распоряжению Иркутской таможни было помещено на склад временного хранения.

После получения сертификата соответствия ООО “Вагнер“ подало ГТД N 10607040/070202/001513, которая была возвращена декларанту таможенным органом. Отказ в принятии таможенной декларации мотивирован таможней возбуждением дела о
нарушении таможенных правил.

Постановлением по делу о нарушении таможенных правил N 1060770000-0153/02 от 03.04.2002 ООО “Вагнер“ привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100% стоимости товаров, явившихся непосредственным объектом правонарушения, что составило 74504 руб.

Жалоба ООО “Вагнер“ на вышеуказанное постановление оставлена Сибирским таможенным управлением без удовлетворения.

Принимая решение об удовлетворении заявления ООО “Вагнер“, суд исходил из того, что у таможенного органа не имелось оснований для привлечения заявителя к ответственности на основании части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку в его действиях отсутствуют объективная и субъективная сторона данного состава правонарушения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда правильными, а решение - законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовала в момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно части 1 указанной статьи под недекларированием следует понимать незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Незаявление по установленной форме и в установленные законом сроки сведений о товаре может быть квалифицировано в соответствии с частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации лишь в том случае, когда такое незаявление сопряжено с сокрытием достоверных сведений о товаре.

Как следует из материалов дела, ООО “Вагнер“ не совершало действий, направленных на сокрытие товара от таможенного оформления: масло трансмиссионное FDAO SAE 60 весом
792 кг прибыло на станцию Батарейная ВСЖД под таможенным контролем, по распоряжению Иркутской таможни было помещено на склад временного хранения, все действия ООО “Вагнер“ по таможенному оформлению и выпуску товара для свободного обращения совершались с разрешения таможенного органа.

При декларировании товара факт сокрытия достоверных сведений таможней не установлен, а равно и иных противоправных действий со стороны ООО “Вагнер“.

Подача ГТД осуществлена обществом в сроки, установленные Иркутской таможней. Однако в нарушение части 3 статьи 175 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенным органом незаконно отказано в принятии декларации, что привело к искусственному созданию ситуации недекларирования декларантом товаров.

При вышеизложенных обстоятельствах у таможенного органа не имелось правовых оснований для привлечения ООО “Вагнер“ к ответственности на основании части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 декабря 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17830/02-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

О.И.КОСАЧЕВА