Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2004 по делу N А41-К2-9703/04 К землям поселений, относящимся к самостоятельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области не применяется. Коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100 тыс. человек.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2004 г. Дело N А41-К2-9703/04“

(извлечение)

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2004 г.

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Т.С.И., протокол судебного заседания вела судья Т.С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО “АЗС-Инвест“ к Инспекции МНС РФ по Шаховскому району Московской области о признании недействительным решения, при участии в заседании от истца - А., ИМНС - В.,

УСТАНОВИЛ:

ООО обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции МНС РФ по Шаховскому району о признании недействительным решения N 171 от 26.03.04.

В тексте документа, видимо, была допущена опечатка: имеется в виду “...в связи с
чем доначисление налога на основании не подлежащей применению ставки налога, утвержденной решениями Совета депутатов Шаховского района Московской области не правомерно“.

В обоснование иска ООО указывает, что земельный налог за 2003 г. подлежал уплате по ставке 2,59 руб. за кв. м в соответствии со ст. ст. 1, 3, 8, 15, 16, 17, 18 Закона РФ “О плате за землю“, п. п. 11, 15 Инструкции МНС РФ от 21.02.00 N 56 к нему, т.е. в сумме 12226 руб., и фактически уплачен, в связи с чем доначисление налога на основании не подлежащей применению ставки налога, утвержденной решениями Совета депутатов Шаховского района Московской области. ООО считает, что уплате подлежал налог, рассчитанный Закона Московской области “О плате за землю“, без применения коэффициентов 2,5 по приложению 2 (таблице 2), 3,5, по приложению N 1 к Законом Московской области “О плате за землю“ и 1,5 по приложению N 7. Истец полагает, что увеличение ставок налога на указанные коэффициенты противоречит ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“. По мнению истца, установление сроков уплаты налога, отличных от определенных в Законах РФ и Московской области “О плате за землю“, смещенных по времени к началу налогового периода, нарушает права налогоплательщика.

ИМНС РФ по Шаховскому району иск не признала, полагая, что истец должен
был уплатить налог по ставкам, установленным Решениями Совета депутатов Шаховского района N 2/9 от 21.04.00 “Об утверждении ставок земельного налога по категориям земель в Шаховском районе в 2000 г.“, N 11/86 от 21.05.01 “Об утверждении ставок земельного налога по категориям земель в Шаховском районе в 2001 году“, N 19/131 от 24.12.01 “О бюджете Шаховского района на 2002 год“, N 31/202 от 18.12.02 “О бюджете Шаховского района на 2003 год“, постановлением главы Шаховского района N 798 от 23.09.03 “О нормативной цене земли в Шаховском районе в 2003 году“, то есть по ставке 9,072 руб. за кв. м. Сроки уплаты налога - 15 февраля, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября - установлены Советом депутатов района на основании ст. 17 Закона “О плате за землю“, предоставляющей органам местного самоуправления соответствующие правомочия.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.

На основании свидетельства о государственной регистрации права серии 50 АД N 216172 от 23.01.2003 истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 12226 кв. м, занимаемый объектами транспортной инфраструктуры, расположенный по адресу: пос. Шаховская, Рижское шоссе, д. 21. Названный земельный участок по категории земель относится к землям поселений, что следует из кадастрового плана (л. д. 15).

20.06.03 ООО представило налоговой инспекции декларацию по земельному налогу за
2003 г., в соответствии с которой подлежал уплате земельный налог в сумме 110890 руб., рассчитанный по ставке 9,07 руб. за кв. м.

Фактически налог за 2003 г. уплачен в сумме 55445 руб. (решение ИМНС N 171).

26.12.03 ООО направило ИМНС уточненную декларацию по налогу за 2003 г., в которой сумма подлежащего уплате налога рассчитана по ставке 2,59 руб. за кв. м и уменьшена до 31665 руб.

Рассмотрев материалы камеральной проверки по уточненной декларации, ИМНС приняла решение N 171 от 26.03.03, которым признала ООО виновным в неуплате земельного налога в сумме 79249,27 руб. в результате неправильного применения ставки налога. Как следует из решения, истец должен был применить ставку 9,072 руб. и уплатить налог в общей сумме 110914,27 руб. В связи с неисполнением этой обязанности ООО привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ со взысканием штрафа в размере 1109143 руб., обществу предложено уплатить пени - 6186,23 руб. Основанием для вывода о необходимости применения такой ставки названы решения Совета депутатов Шаховского района, в соответствии с которыми упомянутая ставка соответствует планировочной зоне N 14.

Суд считает решение ИМНС подлежащим отмене, исходя из следующего.

Согласно статье 8 Закона “О плате за землю“ налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1,
2, 3) к Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Земельное законодательство не позволяет органам местного самоуправления увеличивать средние ставки налога, определенные Федеральным законом “О плате за землю“. Дифференциация производится в рамках средних ставок. Субъекты РФ вправе устанавливать конкретные ставки налога лишь в случаях, прямо указанных в федеральном законе. В случаях противоречия закона субъекта РФ Федеральному закону применяется Федеральный закон (ст. 13 АПК РФ).

Статья 8 Закона не предоставляет субъектам Федерации право устанавливать ставки налога для городских и поселковых земель и вводить повышающие коэффициенты к средним ставкам, определенным федеральным законом для данной категории земель.

Согласно таблице 1 приложения N 2 к Закону, предусматривающей средние ставки налога в городах и других населенных пунктах по экономическим районам, земельным участкам населенных пунктов Центрального района (к нему относится Московская область), с численностью населения до 20 тыс. человек соответствует ставка 1,0.

Как следует из справки Комитета по экономике и информатизации администрации Шаховского района, городское население составляет менее 20 тыс. человек,
то есть базовой ставкой для исчисления налога для истца является 1,0.

С учетом повышающих коэффициентов, введенных ФЗ “О федеральном бюджете“, на последовавшие после вступления в силу ФЗ “О плате за землю“, а также в соответствии с п. 15 Инструкции МНС РФ N 56 по применению ФЗ “О плате за землю“ в редакции от 21.04.2003, применение которых истец не оспаривает, ставка земельного налога для земель поселений определена в размере 259 руб. за кв. м.

В таблице 2 Приложения 2 к ФЗ определены повышающие коэффициенты по зонам рекреационной ценности. К курортной зоне г. Москвы отнесена Московская область. Таким образом, определение ценности конкретных территорий делегировано представительным органам власти Московской области.

Статьей 2 Закона Московской области “О плате за землю“ установлен повышающий коэффициент 2,5 для категорий земель, обозначенных в таблице 2 Приложения 2 к Закону, то есть для курортных зон, определяемых как зоны высокой рекреационной ценности и меньшей рекреационной ценности.

В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические
станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию, как земли особо охраняемых территорий и объектов.

В силу п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон по функциональному назначению.

Таким образом, к землям поселений, относящимся к самостоятельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области не применяется.

Налоговой инспекцией не представлено доказательств отнесения земель, занимаемых истцом, к курортным зонам. Назначение земельного участка истца согласно кадастровому плану - занятие объектами транспортной инфраструктуры - свидетельствует об отсутствии рекреационной ценности, вследствие чего применение коэффициента 2,5 при исчислении земельного налога не производится.

Постановление главы Шаховского района от 23.09.2003 N 798 “О нормативной цене земли в Шаховском районе в 2003 году“, в соответствии с которым градостроительной зоне N 14 (в которой находится участок истца) соответствует
ставка налога 9,072 руб., не может служить нормативным источником для исчисления налога как не соответствующее ФЗ “О плате за землю“, поскольку главы органов управления не обладают правом установления и дифференциации ставок налога. Это право принадлежит представительным органам власти, т.е. в данном случае - Совету депутатов района.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст. 17 Закона “О плате за землю“ является календарный год. Таким образом, ставки земельного налога, утвержденные после наступления налогового периода, применению не подлежат.

Из таблицы 3 Приложения 2 к Закону РФ “О плате за землю“ усматривается, что коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100 тыс. человек. Численность пос. Шаховского составляет менее 20 тыс. человек, вследствие чего применение повышающего коэффициента не производится.

Таким образом, истец правильно применил ставку земельного налога 2,59 при расчете налога, подлежащего уплате в 2003 г. По этой ставке уплате подлежали 31665 руб.

С учетом указанного доначисление земельного налога и наложение
санкций за его неуплату нельзя признать законными и обоснованным.

Довод истца о неправомерности установления Советом депутатов иных, нежели определенных в ст. 17 ФЗ “О плате за землю“ и Законом Московской области “О плате за землю“, сроков уплаты налога не соответствует ст. 17 ФЗ.

В силу ст. 17 ФЗ “О плате за землю“ органы местного самоуправления вправе устанавливать другие сроки уплаты налога.

Вместе с тем пени за несвоевременную уплату налога покрываются за счет переплаты налога. Зачет переплаты осуществляется налоговым органом в порядке, установленном п. 5 ст. 78 НК РФ. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 27 Инструкции N 56 к ФЗ “О плате за землю“ земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления земельных участков.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать решение N 171 от 26.03.2004 Инспекции МНС РФ по Шаховскому району Московской области недействительным.

Выдать истцу справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в месячный срок.