Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.02.2003 N А33-14830/02-С3ао-Ф02-8/03-С1 Удовлетворяя требование о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении, суд обоснованно указал на то, что законом не предусмотрена ответственность за применение контрольно-кассовых машин без средств визуального контроля.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 февраля 2003 г.

Дело N А33-14830/02-С3ао-Ф02-8/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Евдокимова А.И., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 Красноярского края на решение от 23 октября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14830/02-С3ао (суд первой инстанции: Колесникова Г.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Ромашка-2“ (далее - ООО “Ромашка-2“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Красноярскому краю (далее - МРИ МНС РФ N 20 по Красноярскому краю) с заявлением об оспаривании постановления от 9 августа 2002 года N 31/07 по делу об административном правонарушении.

Решением суда первой инстанции от 23 октября 2002 года по делу N А33-14830/02-С3ао заявление ООО “Ромашка-2“ удовлетворено. Постановление руководителя МРИ МНС РФ N 20 по Красноярскому краю от 09.08.2002 N 31/07 о назначении административного штрафа в размере 30000 рублей признано незаконным и отменено.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 20 по Красноярскому краю ставит вопрос о проверке законности судебного акта по мотивам неправильного толкования и применения нормы материального права - статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), а также неприменения норм материального права, подлежавших применению - статьи 1 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1), части 4 пункта 7, подпункта “г“ пункта 7 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 N 904), пунктов 4 и 9 Порядка использования средств визуального контроля на контрольно - кассовых машинах (Протокол государственной межведомственной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 05.11.1996 N 6/31-96, от 23.02.1998 N 1-39-98).

Как указывает заявитель кассационной жалобы, суд не учел, что не допускаются к применению
контрольно - кассовые машины, на которых отсутствует одно из средств визуального контроля.

МРИ МНС РФ N 20 по Красноярскому краю и ООО “Ромашка-2“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, протоколом об административном правонарушении от 6 августа 2002 года N 41/08 установлено нарушение ООО “Ромашка-2“ статьи 1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 - неприменение контрольно - кассовой машины, выразившееся в отсутствии средств визуального контроля, голограмм “Сервисное обслуживание на 2002 год“, “Государственный реестр“.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении от 6 августа 2002 года N 41/08 и приложенные к нему материалы, руководитель МРИ МНС РФ N 20 по Красноярскому краю вынес постановление от 9 августа 2002 года N 31/07 по делу об административном правонарушении и назначил административное наказание в виде штрафа в 300 минимальных размеров оплаты труда.

ООО “Ромашка-2“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления от 9 августа 2002 года N 31/07 по делу об административном правонарушении.

Удовлетворяя требование ООО “Ромашка-2“, суд первой инстанции указал на то, что диспозиция статьи 14.5 КоАП РФ не предусматривает ответственность за применение контрольно - кассовых машин без средств визуального контроля. Данной нормой установлена ответственность только за неприменение контрольно - кассовых машин (то есть осуществление торговых операций без пробития чека на контрольно - кассовой машине).

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права, доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела,
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к следующим выводам.

ООО “Ромашка-2“ привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

По смыслу статьи 14.5 КоАП РФ случаи, когда применение контрольно - кассовых машин обязательно, устанавливаются только законом.

Согласно статье 1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Арбитражным судом Красноярского края установлено, что при осуществлении проверочной закупки 06.08.2002 в 13 часов 40 минут в магазине заявителя контрольно - кассовая машина применена, выдан чек.

Таким образом, отсутствует факт неприменения контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов при продаже товаров в магазине ООО “Ромашка-2“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие события административного правонарушения.

Постановление от 9 августа 2002 года N 31/07 по делу об административном правонарушении является незаконным, поскольку отсутствуют правовые основания для привлечения к административной ответственности ООО “Ромашка-2“ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.

Заявитель кассационной жалобы ссылается на то,
что в соответствии с частью 4 пункта 7 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 N 904) не допускаются к применению контрольно - кассовые машины, на которых отсутствуют одно из средств визуального контроля.

Расширительное истолкование понятия “применение контрольно - кассовой машины“ для уяснения смысла диспозиции статьи 14.5 КоАП РФ на основании указанного постановления Правительства Российской Федерации не допустимо, поскольку постановления Правительства Российской Федерации являются подзаконными нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения от 23 октября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14830/02-С3ао.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23 октября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14830/02-С3ао оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

Л.Ю.ПУЩИНА