Решения и постановления судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2004, 03.08.2004 по делу N 10АП-26/04-АК Вывод суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства является правильным, так как заявитель разместил временный объект, предназначенный для осуществления торговли, не самовольно, а на основании решения компетентного органа.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

10 августа 2004 г. - изготовлено Дело N 10АП-26/04-АК3 августа 2004 г. - объявлено “

(извлечение)

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей И., М., при ведении протокола судебного заседания М., при участии в заседании представителей: от истца - К., от ответчика - Л., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Госадмтехнадзора МО на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2004 г. по делу N А41-К2-11672/03, принятое судьей К. по иску ООО “Бистро Пронто“ к ГУ Госадмтехнадзора МО о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Бистро-Пронто“
обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области N 7/320/35 от 12.05.2004 о привлечении ООО “Бистро-Пронто“ к административной ответственности на основании ст. 31 Закона Московской области N 26/2003-ОЗ от 26.03.2003 “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“.

Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2004 г. заявленные требования удовлетворены, указанное постановление признано незаконным и отменено.

Главное управление административно-технического надзора Московской области считает решение суда незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем подана апелляционная жалоба.

В обоснование жалобы Главное управление административно-технического надзора Московской области указало, что в соответствии с п. 1.3 “Примерного положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования Московской области“ от 24.05.2003 N 3/314, п. 2.12 “Положения об организации весенне-летней торговли на территории Химкинского района“ от 14.02.2003 N 11/4 документом, подтверждающим право на размещение объектов мелкорозничной торговой сети, является свидетельство о праве на размещение соответствующих объектов. Данный документ согласно порядку, утвержденному п. 3.1.3 “Примерного положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования Московской области“ и п.
2.2 “Положения об организации весенне-летней торговли на территории Химкинского района“, выдается после получения соответствующих согласований в Архитектурном управлении района, органах Санэпидемнадзора и Госпожнадзора.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении по статье 31 Закона Московской области N 26/2003-ОЗ от 26.03.2003 представителем ООО “Бистро-Пронто“ были предоставлены только выписка из протокола N 2 от 15.04.2004 заседания конкурсной комиссии о предоставлении места для установки летнего кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 и договор аренды земельного участка по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 для строительства магазина с пристройкой, кафе “Бистро“, площадки летнего кафе, заключенный администрацией Химкинского района с ООО “Строй-Пласт“. Разрешение на право размещения и эксплуатацию летнего кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 с приложением плана-схемы объекта с привязкой его к местности у ООО “Бистро-Пронто“ отсутствовало.

Таким образом, ООО “Бистро-Пронто“ совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 31 Закона Московской области N 26/2003-ОЗ, - самовольное размещение временных объектов, предназначенных для осуществления торговли.

Представленный ООО “Бистро-Пронто“ в судебное заседание 24 июня 2004 г. ситуационный план размещения летнего кафе на момент рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствовал.

Территориальным отделом N 7 были направлены запросы в МП “АПУ-Химки“ и заместителю главы администрации по торговле. Из полученных ответов следует, что ООО “Бистро-Пронто“ обратилось в МП “АПУ-Химки“
с просьбой изготовить план на установку летнего кафе лишь в июне 2004 г., а ситуационный план был выдан заказчику 16.06.2004, только по истечении месяца после вынесения постановления об административном правонарушении.

Свидетельство о праве на размещение летнего кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 ООО “Бистро-Пронто“ не выдавалось.

На основании изложенного Главное управление Государственного административно-технического надзора просит отменить решение суда 1-й инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявитель, ООО “Бистро-Пронто“, в судебное заседание явился, с апелляционной жалобой не согласен, решение суда 1-й инстанции считает законным и обоснованным.

В обоснование возражений ООО “Бистро-Пронто“ указало, что установка летнего кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 разрешена решением конкурсной комиссии администрации Химкинского района от 15.04.2004.

Согласно протоколу от 17.06.2004 N 4 конкурсной комиссией принято решение о возможности размещения летнего кафе ООО “Бистро-Пронто“ по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2. Протокол подписан членами комиссии. Ситуационный план на размещение кафе согласован в установленном порядке.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 31 Закона Московской области N 26/2003-ОЗ “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“, а именно: самовольное размещение летнего кафе - отсутствует.

Доводы Главного управления административно-технического надзора о том, что договор аренды земельного участка
по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 для строительства магазина, кафе “Бистро“, площадки летнего кафе заключен администрацией Химкинского района с ООО “Строй-пласт“, заявитель считает необоснованными, так как, согласно Уставу ООО “Бистро-Пронто“, по состоянию на 08.03.2004 ООО “Строй-пласт“ является единственным участником ООО “Бистро-Пронто“.

Выслушав объяснения заявителя, Главного управления, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что 30 апреля 2004 г. Главным управлением Государственного административно-технического надзора Московской области составлен протокол о совершении ООО “Бистро-Пронто“ административного правонарушения, предусмотренного ст. 31 Закона Московской области N 26/2003-ОЗ “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“, выразившегося в самовольном размещении временных объектов, предназначенных для осуществления торговли (л. д. 6).

Согласно указанному протоколу, ООО “Бистро-Пронто“ самовольно разместило по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 павильон для осуществления торговли без соответствующих разрешительных документов администрации Химкинского района (отсутствует схема размещения с привязкой к конкретному месту, согласованная с соответствующими органами и службами).

На основании указанного протокола 12 мая 2004 г. Главным управлением Государственного административно-технического надзора Московской области вынесено постановление о привлечении ООО “Бистро-Пронто“ к административной ответственности по ст. 31 Закона Московской области N 26/2003-ОЗ “О государственном административно-техническом надзоре
и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“ и наложении штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 руб. (л. д. 5).

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 31 Закона Московской области N 26/2003-ОЗ “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области“ самовольное размещение контейнеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, временных объектов, предназначенных для осуществления торговли, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 65 “О свободе торговли“ и в целях упорядочения размещения объектов мелкорозничной торговой сети, создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения Московской области Правительство Московской области утвердило 24 мая 2003 г. “Примерное положение о порядке размещения объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования Московской области“.

Согласно п. п. 1.3, 3.2.1, 3.2.5, 3.3.1 указанного Положения документом, подтверждающим право на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории
муниципального образования, является свидетельство о праве на размещение объектов мелкорозничной торговой сети.

Размещение объектов мелкорозничной торговой сети осуществляется на конкурсной основе после утверждения главой муниципального образования перечня предложений по размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования с приложенными схемами-дислокациями объектов мелкорозничной торговой сети и перечнем видов специализаций.

Конкурсы проводит создаваемая администрацией муниципального образования специально для этих целей комиссия. Комиссия рассматривает поступившие заявления и определяет победителя конкурса. Итоги проведения конкурса оформляются протоколом, на основании которого с победителем конкурса заключается соответствующий договор.

В соответствии с решением комиссии уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в течение 3 рабочих дней победителю конкурса выдается свидетельство о праве на размещение объектов мелкорозничной торговой сети.

Решением Совета депутатов Химкинского района от 14.02.03 N 11/4 утверждено “Положение об организации весенне-летней торговли на территории Химкинского района“.

Согласно п. п. 2.2 - 2.3 указанного Положения схема дислокации объектов и их специализация согласовываются с Архитектурным управлением, Государственной противопожарной службой, Комитетом по охране окружающей среды.

Схема дислокации, изменения и дополнения к схеме дислокации объектов мелкорозничной торговли утверждаются главой района.

Разрешение на право размещения и эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли выдается администрацией района в соответствии с решением конкурсной комиссии (л. д. 73 - 74).

Срок действия разрешения с 20 апреля по 15 октября текущего года.

Конкурсная комиссия администрации Химкинского района Московской
области, рассмотрев заявление ООО “Бистро-Пронто“ о разрешении размещения летнего кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2, 15.04.2004 приняла решение разрешить установку летнего кафе по указанному адресу (л. д. 7 - 8, 52). Протокол подписан всеми членами комиссии.

16.11.1999 между администрацией Химкинского района и ООО “Строй-Пласт“ был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,14 га по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 для строительства магазина с пристройкой, кафе “Бистро“, площадки летнего кафе. Договор аренды заключен сроком на 15 лет (л. д. 27, 28). Приложением договора аренды является план земельного участка.

Согласно Уставу ООО “Бистро-Пронто“ в редакции от 8 марта 2004 г. ООО “Строй-Пласт“ является единственным участником ООО “Бистро-Пронто“ (л. д. 26).

Таким образом, довод Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области о том, что ООО “Бистро-Пронто“ разместило кафе на земельном участке по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2, который не предоставлен ему в аренду, не может быть признан обоснованным.

Апелляционный суд согласен с выводом суда 1-й инстанции о том, что на момент вынесения постановления об административном правонарушении от 12 мая 2004 г. ООО “Бистро-Пронто“ разместило временный объект не самовольно, а на основании решения конкурсной комиссии от 15.04.2004.

Доказательств того, что указанное решение конкурсной комиссии признано недействительным в установленном законом порядке, не представлено.

30
апреля 2004 г. конкурсная комиссия администрации Химкинского района приняла решение об отказе ООО “Бистро-Пронто“ в размещении летнего кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 (л. д. 49).

Согласно протоколу N 4 от 17.06.2004 конкурсной комиссией принято решение разрешить ООО “Бистро-Пронто“ разместить летнее кафе по указанному адресу (л. д. 82).

Из письма Архитектурно-планировочного управления Химкинского района от 28 июня 2004 г. ООО “Бистро-Пронто“ выдан ситуационный план 16.06.2004 (л. д. 79).

Заявителем в судебное заседание представлено санитарно-эпидемиологическое заключение от 02.06.2004, согласно которому проект размещения летнего кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам.

Из ситуационного плана размещения объекта, утвержденного заместителем главы администрации Химкинского района, главным архитектором Химкинского района, следует, что летнее кафе по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 2 представляет собой сборно-разборную металлическую конструкцию с тентовым покрытием, установка которого произведена на основании протокола конкурсной комиссии N 2 от 15.04.2004. Работа кафе носит временный характер на период весенне-летнего сезона, с мая по октябрь 2004 г., конструкция павильона подлежит демонтажу до 15.10.2004 (л. д. 50).

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает, что основания для привлечения ООО “Бистро-Пронто“ к административной ответственности по ст. 31 Закона Московской области “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства,
содержания объектов и производства работ на территории Московской области“ отсутствовали.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269, п. 1, ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2004 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления административно-технического надзора Московской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Московского округа.