Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2002 N А78-3281/01-С2-2/136-Ф02-3210/02-С1 Решение суда по иску о возврате денежных средств из федерального бюджета, списанных в безакцептном порядке, передано на новое рассмотрение, так как суд не проверил правильность списания денежных средств со счета внебюджетного фонда, открытого истцом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 октября 2002 г.

Дело N А78-3281/01-С2-2/136-Ф02-3210/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Шошина П.В., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

от истца - Токуновой Г.А. (доверенность от 05.06.2001),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Каларского района Читинской области на решение от 13 июня 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2002 года по делу N А78-3281/01-С2-2/136 Арбитражного суда Читинской области (суд первой инстанции: Анисимов М.И.; суд апелляционной инстанции: Наследова Н.Г., Лешукова Т.О., Ильющенко Ю.И.), принятые по иску администрации Каларского района

Читинской области
к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Читинской области, Министерству финансов Российской Федерации о возврате из бюджета 424287 рублей, списанных в безакцептном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Каларского района Читинской области обратилась с иском в Арбитражный суд Читинской области к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Читинской области (далее - УФК МФ РФ по Читинской области), Министерству финансов Российской Федерации о возврате на счет администрации муниципального образования Каларского района из федерального бюджета 424287 рублей, списанных в безакцептном порядке и признанию действий УФК МФ РФ по Читинской области противоречащими статьям 284, 285, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К участию в деле был привлечен в качестве третьего лица без самостоятельных требований Комитет по финансам администрации Читинской области.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 3 января 2002 года исковые требования были удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2002 года решение суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 13 июня 2002 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 23 августа 2002 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, администрация Каларского района Читинской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты Арбитражного суда Читинской области как принятые с нарушением норм процессуального и материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, при списании денежных средств со счета внебюджетного фонда администрации была нарушена как сама процедура списания, так и порядок списания. Списание было произведено без постановления
либо решения суда и не с лицевого бюджетного счета администрации.

Отзыва на кассационную жалобу не представлено.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель администрации поддержала в судебном заседании доводы кассационной жалобы.

УФК МФ РФ по Читинской области, Министерство финансов РФ, Комитет по финансам администрации Читинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, отделом ревизий Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Читинской области проведена проверка целевого использования средств, выделенных в 2000 году из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и регионального фонда на мероприятия по финансовой поддержке досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов. По результатам проверки составлен акт от 02.02.2001, которым признано использование топлива ТС-1 в количестве 54,757 тонны на сумму 433995,5 рубля нецелевым в связи с тем, что было использовано на пассажирские перевозки, рейсы санитарной авиации, выборные рейсы, а не на доставку грузов в местности, которые согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 402, являются районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями с ограниченными сроками завоза. В соответствии с данным актом, инкассовым распоряжением N 2 от 25.04.2001 со счета внебюджетного фонда администрации Каларского района произведено списание 424386 рублей 15 копеек.

Полагая, что списание данной суммы УФК
произведено незаконно, администрация Каларского района обратилась с иском в Арбитражный суд Читинской области.

Арбитражный суд Читинской области правильно установил, что использование топлива в количестве 54,757 тонны на сумму 433995,5 рубля является нецелевым использованием.

Нефтепродукты на сумму 18,2 тысячи рублей переданы учреждениям, не относящимся к учреждениям социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, на сумму 406,1 тысячи рублей потрачены на пассажирские перевозки.

Отказывая в иске администрации Каларского района, Арбитражный суд Читинской области исходил из того, что УФК имело право списать использованные не по целевому назначению денежные средства со счета внебюджетного фонда, открытого в Сберегательном банке, и что УФК не нарушен порядок списания данных средств. Однако данный вывод суда не соответствует фактически исследованным материалам дела.

В соответствии с пунктом 3.4 статьи 285 Бюджетного кодекса Российской Федерации списание бюджетных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств производится кредитным учреждением или федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке.

При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с частью 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из анализа данной правовой нормы следует, что списание средств производится с лицевого счета в федеральном казначействе.

Как видно из постановления N 2 от 24 апреля 2001 года, списание произведено со счета N 47629610 в ОСБ РФ N 5895, который является счетом внебюджетного фонда Каларской администрации. Однако данное обстоятельство предметом оценки Арбитражного суда не было.

Доводы суда апелляционной инстанции о том, что в случае недостаточности средств на лицевом счете администрации в казначействе
УФК имеет право снять деньги со счета внебюджетного фонда, противоречат пункту 4 статьи 285 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Поскольку нарушение норм процессуального права могло привести к принятию неправильного решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает необходимым отменить судебные акты Арбитражного суда Читинской области, направив дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить правильность списания денежных средств не с лицевого счета администрации, а со счета внебюджетного фонда администрации, открытого в Сберегательном банке Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 июня 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3281/01-С2-2/136 отменить.

Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

П.В.ШОШИН

Л.Ю.ПУЩИНА