Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.09.2002 N А78-2809/02-С2-8/76-Ф02-2538/02-С1 Решение суда о взыскании штрафа за неиспользование неисправной ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением отменено и отказано в иске, так как правовых оснований для привлечения к ответственности за данное нарушение нет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 сентября 2002 г.

Дело N А78-2809/02-С2-8/76-Ф02-2538/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Елфимовой Г.В., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон по делу участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 27 мая 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2809/02-С2-8/76 (суд первой инстанции - Сизикова С.М.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Читинской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Читинской области с иском о взыскании с
индивидуального предпринимателя Ф.И.О. штрафных санкций в размере 2860 рублей за нарушение статьи 2 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Решением суда от 27 мая 2002 года иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Григорьев Н.В. просит отменить решение суда от 27 мая 2002 года, в иске отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что им применялась неисправная контрольно - кассовая машина при осуществлении денежных расчетов с населением, так как неправильное указание на чеке времени покупки связано с применением аккумулятора из-за перебоев с электроэнергией.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 96054 от 19.08.2002, N 96055 от 16.08.2002).

Предприниматель Григорьев Н.В. просил кассационную жалобу рассмотреть в его отсутствие. Налоговая инспекция своего представителя в судебное заседание не направила, поэтому дело слушается в ее отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 27 мая 2002 года следует отменить, в иске отказать.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена проверка выполнения индивидуальным предпринимателем Григорьевым Н.В. Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Проверка проводилась в принадлежащем индивидуальному предпринимателю Григорьеву Н.В. павильоне “ЧП Григорьев“, расположенном по адресу: п. Дарасун, ул. Дорожная.

В ходе проверки было выявлено применение неисправной контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных
расчетов с населением.

Неисправность контрольно - кассовой машины заключалась в несоответствии времени покупки, указанному на чеке, фактическому времени.

Данное нарушение было отражено в акте проверки от 13.02.2002 N 005446.

Решением налоговой инспекции от 15.02.2002 N 43 индивидуальный предприниматель Григорьев Н.В. за применение неисправной контрольно - кассовой машины привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, в виде штрафа в сумме 2860 рублей.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, не принял во внимание следующее.

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно - кассовых машин (статья 1 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением).

Согласно статье 2 данного Закона предприятия, которые должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны, в том числе, использовать исправные контрольно - кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением.

Требования к контрольно - кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации (статья 3 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1).

Согласно подпункту “г“ пункта 7 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, в организациях допускается применение только исправных контрольно - кассовых машин.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должен отражаться, в том числе, реквизит “дата и время покупки (оказания услуги“ (подпункт “д“ пункта 4 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением).

На чеке, выданном покупателю, реквизит “время покупки“ не соответствовал фактическому времени.

Неисправной считается контрольно - кассовая машина, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения (подпункт “а“ пункта 8 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением).

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ и Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.1999 N 29-О по жалобам граждан А.И.Байдиной, В.Н.Басова, Н.С.Роготиковой и др. на нарушение их конституционных прав положениями абзацев третьего и пятого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ сумма штрафа за использование неисправной контрольно - кассовой машины составляет от 28,6 до 57,1 минимальных размеров оплаты труда.

Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ (вступившим в силу с 31.12.2001) статья 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ изложена в следующей редакции:

Сумма штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются
следующим образом:

20 процентов - в федеральный бюджет;

80 процентов - в местный бюджет.

Таким образом, ответственность за использование неисправной контрольно - кассовой машины Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ отменена.

Статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена ответственность лишь за неприменение контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

В силу статьи 1.7 Кодекса об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (статья 54 Конституции Российской Федерации).

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Суд, при вынесении решения, не имел правовых оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании штрафа с предпринимателя Григорьева Н.В. за применение неисправной контрольно - кассовой машины, поэтому судебный акт подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 мая 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2809/02-С2-8/76 отменить, принять новое решение.

В иске отказать.

Арбитражному суду Читинской области выдать справку на возврат индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета государственной пошлины в размере 72 рублей.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Л.Ю.ПУЩИНА