Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.08.2002 N А78-2832/01-С2-24/128-Ф02-1844/02-С1 Индивидуальные предприниматели, ведущие денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергаются штрафу. Судом установлено, что штраф наложен с соблюдением установленных пределов. Доводы заявителя жалобы о том, что он не относится к категории субъектов, обязанных применять ККМ, судебными инстанциями проверены и правомерно отклонены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 августа 2002 г.

Дело N А78-2832/01-С2-24/128-Ф02-1844/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Борисова Г.Н., Шошина П.В.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Кукушкина А.С. на решение от 06 августа 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 20 сентября 2001 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2832/01-С2-24/128 (суд первой инстанции: Рылов Д.Н., суд апелляционной инстанции: Матанцева А.А., Антипенко Г.Д., Желтоухов Е.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Ингодинскому административному округу
города Читы (далее - налоговая инспекция) обратилась в суд с иском к предпринимателю Ф.И.О. о взыскании штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение статей 1, 2 Закона Российской Федерации N 5215-1 от 18.06.93 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Решением от 6 августа 2001 года иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 сентября 2001 года решение оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, предприниматель Кукушкин А.С. обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по делу отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, он не относится к категории субъектов, обязанных применять контрольно - кассовую машину. Как считает предприниматель, переход на уплату единого налога на вмененный доход освобождает его от обязанности применять контрольно - кассовую машину. Кроме того, взыскание штрафа в 50-кратном размере минимальной оплаты труда несоразмерно допущенному правонарушению.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 92956 от 29.07.2002, N 92927 от 29.07.2002, N 92928 от 29.07.2002), однако своих представителей в судебное заседание не направили.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит оснований для изменения обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена проверка деятельности предпринимателем Кукушкиным А.С. на предмет соблюдения Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

При проверке было установлено, что Кукушкин А.С., оказывая услуги населению
по ремонту часов в отделе, расположенном в здании магазина “Кооператор“ по улице Ленинградской, 24 в городе Чите, вел денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовой машины и бланков строгой отчетности. Факт правонарушения подтверждается актом проверки N 001839/256 от 22.05.2001, на основании которого налоговой инспекцией принято решение N 784 от 04.07.2001 о взыскании с ответчика штрафа в сумме 5000 рублей.

Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о правомерности привлечения к административной ответственности предпринимателя Кукушкина А.С. в виде взыскания штрафа в 50-кратном размере минимальной оплаты труд в соответствии со статьей 146-5 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР.

Так, согласно статье 1 Закона “О применении контрольно - кассовых машин при денежных расчетах с населением“ Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 04.08.99 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций при оказании услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право не применять контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые
к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам. Поэтому указанные в пункте 1 Перечня юридические лица и предприниматели в случае невыдачи документов строгой отчетности несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин.

В силу названного закона, Постановления Конституционного суда Российской Федерации 14-П от 12.05.98 индивидуальные предприниматели, ведущие денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовой машины, подвергаются штрафу в размере от 50 до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда. Судом установлено, что штраф наложен с соблюдением установленных пределов.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он не относится к категории субъектов, обязанных применять контрольно - кассовую машину, судебными инстанциями проверены и правомерно отклонены.

Федеральный закон от 31.07.98 N 148-Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности“ не освобождает предпринимателей от обязанности применять контрольно - кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

В связи со вступлением в действие с 01.07.2002 Кодекса РФ об Административных правоотношениях подлежит снижению размер штрафа, взысканный с Кукушкина А.С.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.7 Кодекса закон смягчающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Санкция статьи 14.5 Кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат изменению в части взыскания размера штрафа до 1500 рублей, в остальной части являются законными
обоснованными отмене или изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06 августа 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 20 сентября 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2832/01-С2-24/128 изменить.

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с предпринимателя Ф.И.О. штраф в сумме 1500 рублей, с распределением в соответствующие бюджеты.

В остальной части иска отказать.

Возвратить Ф.И.О. из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 150 рублей. Выдать на данную сумму справку.

Меры по приостановлению исполнения судебных актов, наложенные на основании определения Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 17 июня 2002 года, отменить.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

П.В.ШОШИН