Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2002 N А33-1830/02-С3а-Ф02-1861/02-С1 Судом на законных основаниях признано недействительным требование об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в части уплаты пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 июля 2002 г.

Дело N А33-1830/02-С3а-Ф02-1861/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Гуменюк Т.А., Косачевой О.И.,

при участии в судебном заседании представителя Муниципального предприятия жилищно - коммунального хозяйства Канского района Белова В.А. (доверенность N 10 от 04.01.2002),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Красноярскому краю на решение от 5 апреля 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1830/02-С3а (суд первой инстанции: Крицкая И.П., Порватов В.Ф., Гурский
А.Ф.,),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие жилищно - коммунального хозяйства Канского района обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Канску и Канскому району о признании недействительным требования N 1385 в части уплаты задолженности по пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации.

До судебного заседания истец на основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свое требование и заявил о признании недействительным требования инспекции в части взыскания задолженности по пеням в Пенсионный фонд в сумме 425 297 рублей.

Решением суда от 5 апреля 2002 года исковые требования удовлетворены частично. Признано недействительным требование N 1385 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Канску и Канскому району в части уплаты задолженности по пеням в Пенсионный фонд 425 284 рублей. В остальной части иска отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе инспекция просит решение суда отменить и принять новое решение. Заявитель кассационной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Отношения по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд регулируются специальным законом и на них не распространяются нормы Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому пени, начисленные истцу за просрочку уплаты страховых взносов, правомерны.

Согласно пункту 6 Порядка уплаты страховых взносов по истечении установленных сроков неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.

Аналогичное требование содержится и в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган считает, что мнение суда о том, что действовавшее в Кодексе до 18.08.99 ограничение размера начисления пени (не выше суммы задолженности) распространяется на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации с 18.08.00, ошибочно. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 09.07.99 N 154-ФЗ органы внебюджетных фондов действительно включены в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то есть введены нормы, наделяющие эти органы правами и обязанностями налоговых органов. Однако это не означает, что на платежи в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды распространена статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Это подтверждается тем, что в 1998-2000 годах законодателем размер пени по страховым взносам устанавливался для каждого государственного внебюджетного фонда в соответствующем законе о бюджете фонда на конкретный год.

Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Инспекция и Пенсионный фонд Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления NN 81725, 81728 от 21.06.2002), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается.

Инспекция на основании акта сверки с Пенсионным фондом Российской Федерации направила в адрес МП ЖКХ Канского района требование N 1385 от 30.05.2001 об уплате пени в Пенсионный фонд до 31.05.2001. Основанием принятия требования явился акт камеральной проверки уполномоченного отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю N 01223 от 14.10.99. За взысканием штрафных санкций Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации и своевременным привлечением МП ЖКХ к ответственности с соблюдением срока и порядка привлечения к такой ответственности не обращалось.

Суд пришел к выводу о том, что расчет пени в сумме 3 021 201 рубля, измененный до 425 284 рублей, произведен без учета требований
статьи 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ.

Согласно статье 8 Закона суммы пени, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение на суммы уплачиваемых пеней действовало в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“.

Суд признал несостоятельным довод инспекции о том, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на взносы в Пенсионный фонд только с 17.08.99, а порядок начисления страховых взносов в Пенсионный фонд и пени предусмотрен специальным законодательством, поэтому статья 8 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ применению не подлежит.

Суд пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон от 31.07.99 N 154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“ с 18.08.99 распространил часть первую Налогового кодекса Российской Федерации на отношения по уплате страховых взносов.

Суд правомерно указал, что в соответствии с пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Конституционный Суд в постановлении от 24.02.98 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и
в Фонд обязательного медицинского страхования“ на 1997 год отметил, что по содержательным признакам, обязательности и целевому характеру, порядку контроля и ответственности за нарушения страховые взносы в социальные Ф.И.О. налоговым платежам.

С учетом изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что требование N 1385 от 30.05.2001 в части взыскания задолженности по пене в Пенсионный фонд в сумме 425 284 рублей не соответствует требованиям закона, нарушает законные интересы и права истца и признал его недействительным.

Оснований для отмены судебного решения кассационная инстанция не усматривает, решение суда принято в соответствии с нормами материального права, при соблюдении норм процессуального права.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 апреля 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1830/02-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

О.И.КОСАЧЕВА