Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2002 N А19-1878/02-24-Ф02-1761/02-С1 В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 июля 2002 г. Дело N А19-1878/02-24-Ф02-1761/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Брюхановой Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества Ждановский леспромхоз - Строгой Н.В. (доверенность от 26.06.2002),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области на определение от 15 марта 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1878/02-24 (суд первой инстанции: Залтанов В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по Нижнеилимскому району Иркутской области (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу “Ждановский ЛПК“ (ОАО “Ждановский ЛПК“) о взыскании налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 200179 рублей.

Определением от 15 марта 2002 года Арбитражного суда Иркутской области иск налоговой инспекции был оставлен без рассмотрения, так как исковое заявление подписано неуполномоченным лицом.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность определения не проверялись.

Не согласившись с определением, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение арбитражного суда отменить и направить дело для рассмотрения по существу.

По мнению заявителя, Арбитражным судом Иркутской области сделан неправильный вывод о том, что исковое заявление подписано неуполномоченным лицом.

Заявитель кассационной жалобы считает, что исполняющий обязанности руководителя налоговой инспекции вправе предъявлять иски в арбитражный суд и выдавать доверенности на право подписи искового заявления сотрудникам налоговой инспекции.

В отзыве на кассационную жалобу, и принимая участие в судебном заседании, представитель ОАО “Ждановский ЛПК“ сообщила, что, по ее мнению, судом при вынесении определения нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, просила оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 81388 от 19.06.2002 и N 81389 от 18.06.2002), однако налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд
Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция 22 января 2002 года обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о взыскании с ОАО “Ждановский ЛПК“ налоговых санкций.

Исковое заявление подписано главным государственным налоговым инспектором - советником налоговой службы 3 ранга Кудымовой А.А.

К исковому заявлению была приложена доверенность от 03.01.2002 N 08-08/38 на право совершения всех действий, предусмотренных статьей 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе на подписание искового заявления.

Доверенность главному инспектору Кудымовой А.А. была выдана исполняющим обязанности руководителя налоговой инспекции Сиразетдиновой Т.П. Кроме того, к исковому заявлению был приложен приказ N ВВ-09-03/506 от 27.12.2001 о назначении Сиразетдиновой Т.П. исполняющим обязанности руководителя налоговой инспекции.

Рассматривая спор, арбитражный суд пришел к выводу, что исковое заявление подписано не надлежащим лицом, так у исполняющего обязанности руководителя налоговой инспекции отсутствует право на предъявление иска в арбитражный суд, в связи с чем иск был оставлен без рассмотрения.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации право на предъявление иска принадлежит налоговому органу.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

Ссылка Арбитражного суда Иркутской области на подпункт 11 статьи 7 и статью 8 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ N 943-1 от 21.03.1991 неосновательна, так как в подпункте 8 статьи 67 указанного Закона устанавливается право налоговых органов предъявлять в суде или арбитражном суде иски:

- о ликвидации предприятия любой
организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании суммы наложенного штрафа, т.е. предъявила иск не в порядке статей 7 и 8 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“, а в порядке статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, которой указаний на конкретное должностное лицо налогового органа, обладающего правом подписи искового заявления не установлено.

Кроме того, Арбитражным судом Иркутской области не учтено, что должность руководителя налогового органа является государственной должностью.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“ от 31.07.1995 N 119-ФЗ государственной должностью является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Следовательно, права и обязанности лица зависят не от конкретного физического лица, замещающего государственную должность, а от полномочий государственного органа, для обеспечения которых создается государственная должность.

Таким образом, при назначении какого либо лица исполняющим обязанности по определенной должности к этому лицу переходят все права и обязанности, присущие указанной должности.

Также Арбитражный суд Иркутской области не учел, что
выдача доверенности на представление интересов государственного органа в арбитражном суде является процессуальным действием, следовательно, вся процедура и основания выдачи доверенности должны регулироваться процессуальным законодательством, в частности Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Поэтому у Арбитражного суда Иркутской области не было оснований не применить пункт 1 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому исковое заявление подписывается истцом или его представителем, и статью 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой закреплено содержание доверенности.

Следовательно, определение арбитражного суда от 15 марта 2002 года принято с нарушением как материальных, так и процессуальных норм права и подлежит отмене с направлением дела в первую инстанцию того же арбитражного суда для разрешения по существу.

Руководствуясь статьями 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 15 марта 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1878/02-24 отменить, дело передать в первую инстанцию того же арбитражного суда для рассмотрения по существу.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Л.Ю.ПУЩИНА