Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2002 N А33-1400/02-С3а-Ф02-1548-С1 Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями и освобождены от уплаты налога на имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 июня 2002 г. Дело N А33-1400/02-С3а-Ф02-1548-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

Председательствующего Елизовой Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 28 марта 2002 года по делу N А33-1400/02-С3а (суд первой инстанции: Крицкая И.П., Гурский А.Ф, Порватов В.Ф.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Управление государственного энергетического надзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам
(далее - Управление государственного энергетического надзора) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Железнодорожному району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции N 65 от 01.03.01

Решением суда 28 марта 2002 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялась.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным решения N 65 от 01.03.01.

По мнению налоговой инспекции, Управление государственного энергетического надзора не является бюджетным учреждением, так как не финансируется из бюджета, не имеет лицевого счета в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, не ведет бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном для бюджетных учреждений, ведет закупки путем заключения обычных договоров, не заключая государственные и муниципальные контракты.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 79915 от 28.05.2002, N 79917 от 05.06.2002), однако своих представителей в судебное заседание не направили.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа, проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта по делу.

Как видно из материалов дела, Управление государственного энергетического надзора в установленные законом сроки представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу на имущество и уплатило соответствующие суммы налога за 1998
год, 1999 год, 1 полугодие 2000 года и 9 месяцев 2000 года.

Письмом налоговой инспекции от 03.10.00 N 16-04-08/5897, истцу на его запрос разъяснено, что органы государственного энергетического надзора входят в систему органов исполнительной власти и пользуются льготой, предусмотренной пп. “а“ п. 1 статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“.

На основании полученного разъяснения 26.10.2000 истец представил в налоговую инспекцию уточненные расчеты за вышеназванные периоды, в которых уплаченные ранее суммы налога поставил к возврату из бюджета в связи с использованием льготы по налогу. Налоговой инспекцией уточненные расчеты приняты, сумма налога истцу возвращена.

Письмом от 22.12.2000 N 16-04-07/17794 налоговая инспекция, руководствуясь разъяснениями Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю от 27.11.2000 N 01-07/18990, потребовала от истца представления уточненных расчетов по налогу на имущество за указанные периоды без применения льготы и уплаты сумм налогов.

В связи с непредставлением уточненных расчетов и неуплатой суммы налога, по результатам камеральной проверки за неуплату налога на имущество решением налоговой инспекции N 65 от 01.03.2001 Управление государственного энергетического надзора привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 34 798 руб.

Письмами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по налогам и сборам от 27.12.00 N 04-4-07/106 и от 24.01.01 N 01-08/1441, направленными в адрес истца и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Красноярского края разъяснено, что имущество истца не облагается налогом на основании пункта “а“ статьи 4 Закона “О налоге на имущество“.

Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о
том, что Управление государственного энергетического надзора является бюджетным учреждением, поэтому в соответствии с пунктом “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ не является плательщиком налога на имущество.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.05.93 N 447 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации (в редакции от 12.08.98) финансирование расходов, связанных с содержанием региональных управлений государственного энергетического надзора, осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных республиканским бюджетом Российской Федерации и выделяемых министерству топлива и энергетики. Российской Федерации.

Порядок отчисления средств на содержание управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации утвержден Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 11.12.98 N 47/2, разработанным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 560 “О реорганизации органов и учреждений государственного энергетического надзора в Российской Федерации“ и Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.98 N 938 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации“.

Из устава Управление государственного энергетического надзора, зарегистрированного администрацией города Красноярска от 01.04.99 N 45 следует, что он является государственным учреждением, входящим в систему органов исполнительной власти и систему государственного энергетического надзора Российской Федерации, осуществляющим функции некоммерческого характера. Управление наделено имуществом, являющимся федеральной собственностью, переданным ему
в оперативное управление. Финансирование Управление государственного энергетического надзора осуществляется за счет средств, включаемых в тарифы на электрическую и тепловую энергию в порядке, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 560, а также средств, получаемых от оказания платных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела сметы, утвержденные департаментом государственного энергетического надзора и энергоснабжения Министерства Топлива и энергетики, подтверждающие целевое финансирование Управление государственного энергетического надзора в установленном порядке.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что истец отвечает всем критериям бюджетного учреждения.

Кроме того, уточненные декларации по данному налогу были представлены ответчиком только после получения разъяснения налоговой инспекции от 03.10.2000, которыми ответчик подтверждал правомерность освобождения Управления государственного энергетического надзора от уплаты налога на имущество.

Данная позиция налогового органа подтверждена впоследствии письмами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 27.12.00 N 04-4-07/106 и от 24.01.2001 N 01-08/1441, направленными в адрес истца и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Красноярского края.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных налоговым органом, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Довод налоговой инспекции о том, что истец не имеет лицевого счета в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, не может быть принят во внимание. Для Управления государственного энергетического надзора
существует специальный порядок получения и расходования денежных средств, выделяемых на его содержание, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 N 47/2. В соответствии с указанным постановлением, энергоснабжающие организации на основании договоров с управлением перечисляют средства целевого финансирования на его содержание на специальный счет, открываемый в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Не исследование судом первой инстанции письма Управления федерального казначейства по Красноярскому краю не привело и не могло привести к принятию судом неправильного решения.

Ведение Управлением государственного энергетического надзора бухгалтерского учета не по правилам, предусмотренным для бюджетных учреждений, осуществление закупок путем заключения обычных договоров, которые нельзя отнести к государственным и муниципальные контрактам, свидетельствует лишь о нарушении порядка ведения бухгалтерского учета, порядка осуществления закупок, но не имеет правового значения при определении статуса истца как бюджетной организации.

На основании вышеизложенного, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 марта 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1400/02-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.М.ЕЛИЗОВА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Л.Ю.ПУЩИНА