Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.2002 N А19-1473/02-15-Ф02-1428/02-С1 Суд правомерно отказал в удовлетворении иска в части отказа во взыскании штрафных санкций по плате за право добычи полезных вод, так как регулярные платежи за пользование недрами не являются налогом в соответствии с общими условиями установления налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 июня 2002 г. Дело N А19-1473/02-15-Ф02-1428/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шошина П.В.,

судей: Елфимовой Г.В., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон по делу участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мамско - Чуйскому и Бодайбинскому районам на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2002 года по делу N А19-1473/02-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мамско
- Чуйскому и Бодайбинскому районам (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к государственному унитарному предприятию “Аэропорт Мама“ (далее - ГУП “Аэропорт Мама“) о взыскании штрафных санкций в размере 13079 рублей на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 27 февраля 2002 года исковые требования удовлетворены частично, взыскан штраф в сумме 6419 рублей за непредставление деклараций по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы.

В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялась.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда в части отказа во взыскании штрафных санкций по плате за право добычи полезных вод отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Заявитель указал: налогообложение и порядок представления расчетов регулируется Инструкцией Государственной налоговой службы от 30 января 1993 года N 17 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами“. Суд необоснованно не применил данную инструкцию при разрешении спора.

Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 70795, 70796 от 20 мая 2002 года).

Налоговая инспекция просила рассмотреть дело в ее отсутствие. ГУП “Аэропорт Мама“ своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому дело рассматривается в его отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела в ходе выездной налоговой проверки соблюдения ГУП “Аэропорт Мама“ налогового законодательства за период с 1 января 1999 года по 31 декабря
2000 года выявлены нарушения налогового законодательства по плате за право добычи полезных ископаемых и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт N 131 от 31 ноября 2001 года о привлечении ГУП “Аэропорт Мама“ к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 13079 рублей и направлено требование N 131 об уплате штрафа.

ГУП “Аэропорт Мама“ в добровольном порядке штрафы не уплатило, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания платежей за право добычи подземных вод, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ГУП “Аэропорт Мама“ к налоговой ответственности.

Согласно лицензии серии ИРК N 01624 ГУП “Аэропорт Мама“ имело право на добычу питьевых подземных вод из одиночного шахтного колодца для использования в системах хозпитьевого водоснабжения аэропорта.

Уплата регулярных платежей за пользование недрами предусмотрена статьей 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах“ (с последующими изменениями).

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр.

Правительство Российской Федерации устанавливает минимальный и максимальный размеры ставок регулярного платежа за пользование недрами.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, имеющими местонахождение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в пределах, установленных Правительством Российской Федерации.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

В соответствии с соглашением об условиях недропользования на одиночном водозаборе пресных подземных вод, заключенном уполномоченным представителем органов государственной власти и Министерства природных ресурсов, с одной стороны, и ГУП “Аэропорт Мама“ с другой стороны, регулярные платежи за право добычи составили 2% от стоимости пресной подземной воды.

Суд обоснованно пришел к выводу, что регулярные платежи за пользование недрами не являются налогом в соответствии с общими условиями установления налога.

Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленном лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Порядок и обязанность представления расчетов недропользователем установлены совместной инструкцией Министерства Финансов от 4 февраля 1993 года N 8, Государственной налоговой службы от 30 января 1993 года N 17, Федерального горного и промышленного надзора от 4 февраля 1993 года N 01-17141 Российской Федерации “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользования недрами“.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Расчет регулярного платежа на пользование недрами не является налоговой декларацией в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому за непредставление расчетов нельзя привлечь к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В остальной части решение стороны не оспаривали законность и обоснованность судебного акта.

Руководствуясь статьями 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27
февраля 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1473/02-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

Г.В.ЕЛФИМОВА