Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2002 N А78-721/02-С2-20/41-Ф02-1395/02-С2 Суд правомерно применил к спорным правоотношениям постановление Правительства Российской Федерации N 388 от 21.05.2001, поскольку незаконная рубка деревьев была выявлена вне границ участка, установленного лесорубочным билетом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 июня 2002 г.

Дело N А78-721/02-С2-20/41-Ф02-1395/02-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Рюмкиной М.Д., Орлова А.В.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья “Девичья Сопка“ на решение Арбитражного суда Читинской области от 20 марта 2002 года по делу N А78-721/02-С2-20/41 (суд первой инстанции: Анисимов М.И.),

УСТАНОВИЛ:

Комитет природных ресурсов по Читинской области (Комитет) обратился с иском в Арбитражный суд Читинской области о взыскании с товарищества собственников жилья (ТСЖ) “Девичья Сопка“ 24 412 рублей - ущерба, причиненного лесному хозяйству.

Решением Арбитражного
суда Читинской области от 20 марта 2002 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу N А78-721/02-С2-20/41 решением, ТСЖ “Девичья Сопка“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и снизить размер ответственность до 4 882 рублей 40 копеек.

Заявитель указывает, что Арбитражный суд Читинской области неправильно при разрешении спора руководствовался пунктом 3 “а“ Постановления от 21 мая 2001 года N 388 “Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушениями лесного законодательства Российской Федерации“.

По его мнению, к спорным правоотношениям суду следовало применить подпункт “Г“ пункта 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, предусматривающий взыскание неустойки в размере 10-кратной ставки лесных податей.

Комитет природных ресурсов по Читинской области в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонил, считая решение суда законным, а доводы кассационной жалобы неправомерными.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления о вручении почтовых отправлений NN 70526, 70560), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения Арбитражным судом Читинской области норм материального и процессуального права при принятии решения от 20 марта 2002 года по делу N А78-721/02-С2-20/41, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Обращаясь с иском о взыскании с ТСЖ “Девичья Сопка“ ущерба, причиненного лесному фонду, Комитет указал на то, что при осуществлении государственного контроля за состоянием,
использованием, охраной лесного фонда 10.10.2001 была обнаружена незаконная порубка деревьев. Лесонарушение совершено ТСЖ “Девичья Сопка“.

Комитет указал на то, что по лесорубочным билетам от 28.04.2001 N 101 и от 15.06.2001 N 117 ТСЖ “Девичья Сопка“ занималось заготовкой древесины в квартале 21 Черновского лесничества. Однако при заготовке древесины ТСЖ “Девичья Сопка“ совершило рубку деревьев в количестве 18 штук за границей переданной им лесосеки.

В обоснование права требования Комитет представил протокол лесонарушения от 11.10.2001 N 9-38-01 с приложением к нему ведомости перечета незаконной порубки от 10.10.2001, выкопировку из планшета N 4, объяснительную представителя ТСЖ “Девичья Сопка“.

При этом Комитет при расчете суммы ущерба руководствовался требованиями статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом “а“ пункта 3 Такс для исчисления размеров взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, нарушениями лесного законодательства Российской Федерации.

Возражая против заявленных требований, ТСЖ “Девичья Сопка“ указало на то, что ответственность за нарушений лесного законодательства оно должно нести в виде неустойки.

Рассмотрев представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации N 388 от 21 мая 2001 года, которым утверждены Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам правонарушениями лесного хозяйства Российской Федерации, пришел к выводу о правомерности заявленных требований.

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает выводы суда первой инстанции правильными.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 388 от 21 мая 2001 года утверждены Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушениями лесного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 указанных Такс
за незаконную порубку деревьев установлена ответственность в виде 50-кратной стоимости древесины.

Незаконная порубка деревьев подтверждается материалами дела, расчет стоимости ущерба от незаконной порубки произведен истцом правильно.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что он должен нести ответственность по Правилам отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, поскольку у него имелся лесорубочный билет, не принимается.

Часть 1 статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающая осуществление лесопользования, в том числе и рубок, только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, носит императивный характер.

Незаконная порубка деревьев была выявлена вне границ, установленных лесорубочными билетами, то есть на участке, на который лесорубочный билет не выписывался, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал подлежащим применению к спорным правоотношениям Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 года N 388.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу о том, что при принятии решения от 20 марта 2002 года Арбитражный суд Читинской области по делу N А78-721/02-С2-20/41 правильно применил нормы материального и процессуального права.

Выводы суда основаны на полном, всестороннем исследовании доказательств.

В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает решение от 20 марта 2002 года Арбитражного суда Читинской области по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 20 марта 2002 года по делу N А78-721/02-С2-20/41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отменить меры по приостановлению исполнения решения, установленные определением
Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 7 мая 2002 года.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

М.Д.РЮМКИНА

А.В.ОРЛОВ