Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2006, 02.08.2006 N 09АП-7884/2006-АК по делу N А40-75398/05-112-273 Сумма излишне уплаченного налога на пользователей автодорог подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

2 августа 2004 г. Дело N 09АП-7884/2006-АК26 июля 2006 г. 2 августа 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2006.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: полный текст постановления изготовлен 02.08.2006, а не 02.08.2004.

Полный текст постановления изготовлен 02.08.2004.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.С.Н., судей - К.Н.Н., Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ф., при участии: от заявителя - Е. по дов. б/н от 10.01.2006, от заинтересованного лица - З.А.С. по дов. N 05юр-26 от 11.04.2006, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС РФ N 10 по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2006 по делу N А40-75398/05-112-273, принятое судьей З.В.Г., по заявлению ЗАО “Коммунально-строительное управление Мосметростроя“ к ИФНС РФ N 10 по г. Москве о признании незаконным бездействия и об обязании осуществить зачет излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Коммунально-строительное управление Мосметростроя“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, с заявлением к ИФНС РФ N 10 по г. Москве о признании незаконным бездействия и об обязании осуществить зачет излишне уплаченного налога.

Решением суда от 15.05.2006 признано незаконным бездействие ИФНС N 10 по нерассмотрению заявления ЗАО “КСУМ“ о зачете и по непроведению зачета излишне уплаченного налога незаконным, на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем обязания ИФНС N 10 по г. Москве осуществить зачет суммы излишне уплаченного ЗАО “Коммунально-строительное управление Мосметростроя“ налога на пользователей автодорог в связи с применением при оплате налога завышенной ставки, а также в связи с подачей уточненных расчетов (деклараций) по налогу на пользователей автодорог, в счет погашения задолженности ЗАО “Коммунально-строительное управление Мосметростроя“ по пеням, подлежащим уплате в тот же бюджет, в который произошла переплата налога на пользователей автодорог в следующих суммах: 300422 рубля переплата за 1998 год, 409874
рубля переплата за 1999 год, 564147 рублей переплата за 2000 год, на общую сумму 1274443 рубля. Прекращено производство по требованию заявителя об обязании ИФНС N 10 по г. Москве устранить допущенные нарушения путем обязания ИФНС N 10 по г. Москве осуществить зачет суммы излишне уплаченного ЗАО “Коммунально-строительное управление Мосметростроя“ налога на пользователей автодорог в сумме 34973,54 рубля как излишне уплаченного в результате счетной ошибки в счет погашения задолженности ЗАО “Коммунально-строительное управление Мосметростроя“ по пеням, подлежащим уплате в тот же бюджет, в который произошла переплата налога, в сумме 34973,54 рубля.

С решением суда не согласилась ИФНС РФ N 10 по г. Москве, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих требований налоговый орган ссылается на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены судом апелляционной инстанции, в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив все доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.

Как видно из материалов дела, ЗАО “Коммунально-строительное управление Мосметростроя“ 06.10.05 представило в ИФНС N 10 по г. Москве заявление о зачете излишне уплаченного налога на пользователей автодорог
за период 1998, 1999, 2000 гг., к которому были приложены уточненные расчеты (декларации) по налогу на пользователей автодорог за 1998, 1999, 2000 годы, а также платежные поручение об оплате налога, банковские выписки, расчеты сумм оплаченного налога и суммы переплаты.

В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном им решении по заявлению налогоплательщика в течение 2 недель со дня подачи заявления.

В нарушение указанного срока, ответа от ИФНС N 10 в установленные сроки и порядке не последовало.

Как видно из материалов дела, у ЗАО “КСУМ“ имеется задолженность по пеням, начисленным на сумму несвоевременно уплаченного налога на пользователей автодорог, ЗАО “КСУМ“ просило осуществить зачет излишне уплаченного налога на пользователей автодорог в счет погашения задолженности ЗАО “КСУМ“ по пеням, подлежащим уплате в тот же бюджет, в который был уплачен налог на пользователей автодорог.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на уплату пеней.

В силу п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной
суммы налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты налога.

Уплата налога на пользователей автодорог за 1998, 1999, 2000 гг. была произведена ЗАО “КСУМ“ в 2005 году, а потому срок на подачу заявления о зачете не истек.

Судом 1 инстанции при вынесении решения правильно установлено, что ЗАО “КСУ Мосметростроя“ являлось плательщиком налога на пользователей автодорог и имело недоимку по уплате данного налога за период с 1998 по 2002 год.

Недоимка по налогу на пользователей автодорог была оплачена ЗАО “КСУ Мосметростроя“ платежными поручениями на общую сумму 5135294,54 рубля, однако, ЗАО “КСУ Мосметростроя“ произвело излишнюю уплату налога на пользователей автодорог, т.к. уплатило налог за период с 01.04.98 по 31.12.2000 исходя из ставки 2% от налоговой базы в части платежей в территориальный дорожный фонд, в то время как подлежала применению ставка в размере 1%.

В соответствии со ст. 5 Закона “О дорожных фондах в РФ“ в редакции ФЗ N 82-ФЗ от 26.05.97 ставка федерального налога на пользователей автодорог была установлена в размере 2,5% от выручки. Средства налога подлежали зачислению в федеральный дорожный фонд и территориальный дорожный фонд по одинаковым ставкам в размере 1,25%.

В соответствии с ФЗ от 26.05.97 “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О дорожных фондах в РФ“, Законом г. Москвы
от 09.07.97 N 27 в Закон г. Москвы от 19.03.97 “О ставке налогов, взимаемых в дорожные фонды“ были внесены изменения и ставка федерального налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, устанавливалась в размере 1,25% от выручки, причем эта ставка подлежала применению с 29.05.97 (т.е. с даты официального опубликования ФЗ от 26.05.97).

С 01.04.98 размер отчислений в федеральный дорожный фонд уменьшился до 0,5%, а в территориальный дорожный фонд увеличился до 2%.

Так как в Законе г. Москвы от 09.07.97 не оговаривалось, на какой срок установлена ставка налога в размере 1,25%, то она и должна была применяться впредь до введения иного ее размера Законом г. Москвы.

Законом г. Москвы от 03.02.99 размер ставки налога был увеличен до 2%, причем предусматривалось, что повышенная ставка должна применяться с 01.04.98.

Однако, в Определении КС N 83-О от 10.04.02 указывается, что в период с 01.04.98 по 31.03.99 налог подлежал расчету по ставке 1,25%.

Однако, Закон г. Москвы от 03.02.99 был признан утратившим силу Законом г. Москвы от 31.05.00 N 14. Этим же Законом была установлена ставка налога в размере 2% от выручки, а ее действие распространено на правоотношения, возникшие с 01.04.98.

При этом Законом г. Москвы от 15.11.00 N 38 в Закон от 31.05.00 были внесены изменения и ставка налога была установлена в
размере 1% от выручки.

Вместе с тем в Законе г. Москвы от 31.05.00 было сохранено положение о том, что ставка налога на пользователей автодорог распространяется на отношения, возникшие с 01.04.98.

Таким образом, в период с 01.04.98 по 31.12.00 подлежала применению ставка налога на пользователей автодорог в части территориального дорожного фонда в размере 1%.

В связи с этим суд 1 инстанции правильно установил, что у ЗАО “КСУ Мосметростроя“ имеется переплата по налогу на пользователей автодорог в части суммы налога, подлежавшей уплате в территориальный дорожный фонд г. Москвы.

Как усматривается из представленных по делу доказательств, переплата по налогу на пользователей автодорог за 1998, 1999, 2000 гг. из-за уплаты налога по завышенной ставке составляет 1274443 рубля.

Судом 1 инстанции исследованы обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, дана надлежащая правовая оценка доводам сторон и имеющимися в деле доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, однако они не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда 1 инстанции.

Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2006 по делу N А40-75398/05-112-273 оставить без
изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.