Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2002 N А78-4240/01-С2-2/189-Ф02-1191/02-С1 Вывод апелляционной инстанции о том, что войсковая часть обязана была уплачивать за проверяемый период времени налог с владельцев транспортных средств, является законным. Вместе с тем оснований для привлечения войсковой части к налоговой ответственности за неисполнение своей обязанности по уплате данного вида налога суд апелляционной инстанции правомерно не нашел.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 мая 2002 г.

Дело N А78-4240/01-С2-2/189-Ф02-1191/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Гуменюк Т.А., Шошина П.В.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Войсковой части 74329 на постановление апелляционной инстанции от 6 марта 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4240/01-С2-2/189 (суд первой инстанции: Желтоухов Е.В., суд апелляционной инстанции: Антипенко Г.Д., Лешукова Т.О., Мельникова Е.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному округу города Читы (ИМНС) обратилась с
иском к войсковой части (в/ч) 74329 о взыскании налоговых санкций по решению N 769 от 31.05.2001 в размере 13 534 рублей, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 232 рубля, по подпункту “б“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ за непредставление налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств за 1998 год - 320 рублей, по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств за 1999 - 2000 годы - 11 002 рубля.

Войсковая часть 74329 обратилась с встречным исковым заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции N 769 от 31.05.2001.

Решением суда от 17 января 2001 года в иске налоговой инспекции к в/ч 74329 о взыскании налоговых санкций в размере 13 534 рублей отказано.

Встречное исковое заявление в/ч 74329 удовлетворено, решение ИМНС N 769 от 31.05.2001 признано недействительным.

Постановлением апелляционной инстанции от 6 марта 2002 года решение суда от 17 января 2002 года по делу N А78-4240/01-С2-2/189 изменено и изложено в следующей редакции: в иске ИМНС к в/ч 74329 о взыскании штрафа в размере 13 554 рублей отказано.

По встречному иску в/ч 74329 признать недействительным решение ИМНС N 769 от 31.05.2001 в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2 232 рубля, по подпункту “б“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в сумме 320 рублей, по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации
в сумме 11 002 рубля, всего 13 554 рубля. В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе в/ч 74329 просит постановление апелляционной инстанции от 6 марта 2002 года по делу N А78-4240/01-С2-2/189 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Читинской области от 17 января 2002 года.

Заявитель кассационной жалобы считает, что апелляционной инстанцией допущены нарушения норм материального права, а именно статей 6, 17, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В/ч 74329 считает, что не является плательщиком налога с владельцев транспортных средств. Кроме того, на основании статьи 129 Закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2000 год“ в/ч 74329 также освобождена от уплаты вышеназванного налога, так как не обеспечена источником финансирования из федерального бюджета.

Решение ИМНС N 769 от 31.05.2001 принято в нарушение требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в нем не изложены обстоятельства совершения в/ч 74329 налоговых правонарушений, как они установлены проведенной проверкой. В описательной части решения не указано то обстоятельство, что в/ч не представляла в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогу с владельцев транспортных средств, хотя в резолютивной части данного решения указывается мера ответственности, применяемая к в/ч за указанное правонарушение. Не приведены в решении доказательства вины в/ч в совершении указанных в нем налоговых правонарушений; не указаны сроки представления расчетов по налогу с владельцев транспортных средств, которые в/ч нарушила. Все это дает основания просить о признании решения N 769 от 31.05.2001 ИМНС недействительным.

Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомление N 57614 от 24.04.2002).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается.

ИМНС с 12 по 16.04.2001 была проведена выездная налоговая проверка в/ч 74329 по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов за период с 01.01.98 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт N 02-12/78 от 16.05.2001.

Из акта проверки усматривается, что у в/ч 74329 в оперативном управлении состояли на учете по состоянию на 01.01.98 3 единицы транспортного средства, на 01.01.99 - 3 единицы транспортного средства, на 01.01.2000 - 4 единицы транспортного средства.

В связи с нарушением пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в/ч 74329 налог с владельцев транспортных средств не исчислила и не уплачивала, а также не представляла в налоговую инспекцию расчеты по исчислению налога с владельцев транспортных средств.

Сумма неуплаченного налога с владельцев транспортных средств составила 11 159 рублей, в том числе за 1998 год - 3 198 рублей, за 1999 год - 3 198 рублей, за 2000 год - 4 763 рубля.

Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя налоговой инспекции принял решение N 769 от 31.05.2001, в соответствии с которым в/ч 74329 была привлечена к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 13 534 рублей, в том числе: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 232 рублей, по подпункту “б“ пункта 1 статьи 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ за непредставление налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств за 1998 год 320 рублей, по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по
налогу с владельцев транспортных средств за 1999-2000 годы - 11 002 рубля. Названным решением в/ч 74329 предложено уплатить налог с владельцев транспортных средств в сумме 11 159 рублей и пени за его несвоевременную уплату в размере 7 761 рубля.

Решением суда первой инстанции решение ИМНС N 769 от 31.05.2001 признано полностью недействительным.

Во встречном иске ИМНС к в/ч 74329 о взыскании налоговых санкций в размере 13 534 рубля отказано.

Суд первой инстанции не признал в/ч субъектом по уплате налога с владельцев транспортных средств.

В связи с чем счел не основанной на законе обязанность в/ч по уплате данного вида налога.

Апелляционная инстанция правомерно пришла к противоположному мнению, свой вывод она обосновала следующим.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (с учетом изменений и дополнений) в/ч 74329 является плательщиком налога с владельцев транспортных средств. Указанной нормой закона предусмотрено, что налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства, другие самоходные машины на пневмоходу, в/ч 74329 имевшая на 01.01.98 - 3 единицы транспортных средств, на 01.01.99 - 3 единицы транспортных средств, на 01.01.2000 - 4 единицы транспортных средств обязана была уплачивать налог с владельцев транспортных средств.

Отсутствие финансирования на уплату налога не могло служить основанием для освобождения войсковой части от уплаты данного вида налога.

Апелляционная инстанция правильно применила нормы материального права и указала, что в пункте 4 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ содержится исчерпывающий перечень оснований, освобождающих налогоплательщиков от уплаты налога
с владельцев транспортных средств.

Войсковые части, финансируемые из федерального бюджета, в числе лиц, освобожденных от уплаты названного налога, не значатся.

Названная норма Закона, как правильно указал суд апелляционной инстанции, не освобождает от уплаты налога и в случае невыделения соответствующих денежных средств Министерством обороны Российской Федерации.

Кроме того, в подтверждение вывода суда апелляционной инстанции о том, что войсковая часть является налогоплательщиком, кассационная инстанция считает, что он вытекает из Федерального Закона “Об обороне“ от 31.05.96 N 61-ФЗ. В статье 11 названного Закона указано, что войсковая часть - структурное подразделение Министерства обороны Российской Федерации, являющегося, согласно его Положению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 N 1357 юридическим лицом.

В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.12.99 N ДС-6-12/962а и письмом Главного управления военного бюджета и финансирования Генерального штаба от 28.10.99 N 315/11/4051 до принятия Федерального закона “О правовом положении и финансировании деятельности воинских частей и военных организаций“ сохраняется порядок постановки на учет воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, который существовал до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Вывод апелляционной инстанции о том, что войсковая часть 74329 обязана была уплачивать за проверяемый период времени налог с владельцев транспортных средств в сумме 11 159 рублей является законным.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату названного налога на войсковую часть 74329 по состоянию на 25.04.2001обоснованно начислена пеня в сумме 7 761 рубля.

Оснований для признания недействительным решения ИМНС N 769 от 31.05.2001 в этой части
у суда первой инстанции не было.

Вместе с тем, оснований для привлечения войсковой части к налоговой ответственности за неисполнение своей обязанности по уплате данного вида налога суд апелляционной инстанции правомерно не нашел.

Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Как следует из материалов дела, войсковая часть 74329 не могла исполнить своей обязанности по уплате налога с владельцев транспортных средств, поскольку войсковая часть полностью финансируется из федерального бюджета и в смете ее расходов такой вид затрат, как налог с владельцев транспортных средств заложен не был.

Не являясь ни собственником, ни распорядителем средств федерального бюджета, войсковая часть ответственность за финансово - хозяйственную деятельность нести не может. Суд на законных основаниях пришел к выводу, что вины войсковой части 74329 в совершении налогового правонарушения нет.

Правомерно суд апелляционной инстанции указал, что войсковая часть 74329 необоснованно привлечена к ответственности и по подпункту “б“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы“ от 27.12.91 N 2118-1, так как согласно статье 2 Закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ названный Закон признан утратившим силу с 01.01.99.

Штраф за непредставление расчетов (налоговых деклараций) по налогу с владельцев транспортных средств не может быть взыскан на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ обязанности по представлению налоговых деклараций и сроки их представления по налогу с владельцев
транспортных средств не установлены.

Судом апелляционной инстанции дана правильная оценка обстоятельствам по делу и правильно применены нормы материального права.

Оснований для отмены постановления апелляционной инстанции кассационная инстанция не усматривает.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 6 марта 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4240/1-С2-2/189 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

П.В.ШОШИН