Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 29.07.2004 по делу N А41-К2-9991/04 Суд обязал налоговый орган возвратить земельный налог, поскольку Пенсионный фонд и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления, вследствие чего в силу закона освобождены от уплаты земельного налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июля 2004 г. Дело N А41-К2-9991/04“

(извлечение)

Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2004 г.

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Т.С.И., протокол судебного заседания вела судья Т.С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления пенсионного обеспечения г. Байконур к ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур о признании незаконными действий, при участии в заседании от ответчика - главный специалист А.,

УСТАНОВИЛ:

Управление пенсионного обеспечения г. Байконур обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне взысканного земельного налога за 2001 - 2003 г.г. в сумме 37000 руб., 30964,68
руб. штрафов за несвоевременную подачу деклараций по земельному налогу.

До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия по отказу ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур возвратить земельный налог за 2001 - 2003 г.г. в сумме 37000 руб., штраф в сумме 30694,68 руб. за несвоевременную подачу деклараций по земельному налогу и обязать ИМНС по городу и космодрому Байконур возвратить ему указанные суммы.

Уточнение принято судом к рассмотрению на основании ст. 49 АПК РФ.

Истец считает уплату налога излишней, указывая, что на основании ст. ст. 1, 7 Соглашения между Правительствами РФ и Казахстана (1995, 1996 г.) Пенсионный фонд и его органы относятся к органам власти и управления, а также государственным учреждениям, предназначенным для социального обеспечения, которые в соответствии с пп. 14 ст. 12 Закона “О плате за землю“ полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

В обоснование требований истец ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П, Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1, п. 14 ст. 12 Закона “О плате за землю“, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти
1995 г. на период аренды комплекса “Байконур“.

Дело рассмотрено в порядке п. 2 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного истца, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик иск не признал, сославшись на Положение “Об Управлении пенсионного обеспечения“, утвержденное постановлением главы администрации г. Байконур N 87 от 30.03.01, согласно которому истец является самостоятельным функциональным органом управления администрации г. Байконур, обеспечивающим разработку и реализацию исполнительно-распорядительных функций в сфере пенсионного обеспечения населения, и входит в организационную структуру администрации г. Байконур. Согласно ст. 1 постановления главы администрации N 365 от 12.10.1999 (с изменениями и дополнениями) плательщиками земельного налога являются организации, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории города и космодрома Байконур. В соответствии с постановлением главы администрации N 338 от 11.09.2001 Управлению пенсионного обеспечения предоставлен земельный участок в пользование на период аренды комплекса “Байконур“ под административное здание и прилегающую к нему территорию, из чего, по мнению ИМНС, следует, что Управление пенсионного обеспечения не подходит под категории плательщиков, пользующихся льготами по уплате земельного налога, указанными в разделе IV Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил.

Постановлением главы администрации г. Байконур от 11.09.2001 N 388 за Управлением пенсионного обеспечения г. Байконур
закреплен земельный участок под административное здание площадью 0,7032 га по адресу: г. Байконур, ул. Янгеля, 7А.

19.09.2003 истец обратился в ИМНС по городу и космодрому Байконур с просьбой об освобождении его от уплаты налога на землю ввиду наличия у Управления пенсионного обеспечения льгот на основании пп. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“.

Письмом от 25.09.2003 N 01-09/4042 ответчик сообщил Управлению пенсионного обеспечения о необходимости исчислить земельный налог и представить декларацию по земельному налогу, так как Управление не имеет права на предоставление льготы, так как не относится к органам государственного управления. Таким образом, истцу фактически отказано в возврате налога и штрафа.

Выполняя требование ИМНС, Управление пенсионного обеспечения г. Байконур уплатило земельный налог за 2001 - 2003 гг. платежными поручениями N 522 от 05.11.2003, N 644 от 23.12.2003 37000 руб. и штрафные санкции за несвоевременно поданные декларации по земельному налогу в сумме 30694,68 руб.

18 марта 2004 года истец обратился к ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур с заявлением N 10-238 о возврате указанной суммы земельного налога.

В ответ на заявление ответчик направил истцу требование N 01-13 от 22 марта 2004 г. о внесении изменений в налоговую отчетность, доплате налога и представлении уточненных деклараций по земельному налогу за
2001 - 2003 гг.

Управление пенсионного обеспечения повторно обратилось в налоговую инспекцию 30 марта 2004 г. с заявлением об освобождении от уплаты налога и возврате излишне уплаченных сумм.

Письмом N 01-09/1721 от 27.04.04 ИМНС сообщила истцу о направлении запроса в Управление МНС России по Московской области для получения разъяснений и уведомила истца, что в случае несогласия с решением истец вправе оспорить его в суде.

В связи с указанным Управление пенсионного обеспечения по г. Байконур обратилось в арбитражный суд с упомянутыми исковыми требованиями.

Суд считает требования истца подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ “ О плате за землю“ от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения органов государственной власти и управления.

Пунктом 4 статьи 12 Закона установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога для государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Как следует из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности и имеют строго целевое назначение. Имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления.

Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от
27.12.91 Пенсионный фонд РФ отнесен к объектам федеральной собственности, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и управления и решения общероссийских задач. Согласно Постановлению денежные средства Пенсионного фонда входят в состав казны России.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.

В Постановлении N 9-П от 25.06.01 Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению данных пенсий, и что такие полномочия, по смыслу Конституции РФ, относятся к сфере функционирования исполнительной власти.

В силу п. 7 ст. 9 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то есть осуществляют в своей области те же функции, что и органы Министерства по налогам и сборам, которое в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.00 N 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти“ относится к федеральным органам исполнительной власти.

ФЗ-167 “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы возложены публично властные полномочия по государственному управлению средствами пенсионного страхования, назначению и
выплате трудовых пенсий, Пенсионный фонд наделен функциями государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих пенсионное законодательство, вправе принимать решения о привлечении к ответственности, исполняемые непосредственно.

Названные функции также свидетельствуют о придании Пенсионному фонду РФ статуса органа власти.

Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления.

Пенсионный фонд РФ учрежден законодательным органом - Верховным Советом РФ в целях управления средствами обязательного пенсионного страхования, его деятельность финансируется из государственного внебюджетного фонда, относящегося в силу ст. 10 БК РФ к бюджету 1-го уровня, как и федеральный бюджет. Имущество, которым он наделен, закреплено за ним на праве оперативного управления.

Как следует из ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти 1995 г., на период аренды комплекса “Байконур“ город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения РФ с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Статьей 12 Соглашения предусмотрено, что финансовые средства города состоят из средств городского бюджета и образованных городской администрацией внебюджетных и валютных фондов. В силу статей 6, 7, 8 глава городской администрации назначается совместно Президентом РФ и Президентом Республики Казахстан, причем глава
администрации утверждает схемы управления отраслями, в числе которых социальная сфера и защита граждан, предоставляет налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ, издает распоряжения о формировании управлений, отделов и других подразделений городской администрации в соответствии со схемой управления городом.

В силу ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (27.04.1996) пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства РФ. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством РФ, осуществляет Пенсионный фонд РФ (ст. 5 Соглашения). Уплата начисленных страховых взносов на цели пенсионного обеспечения производится в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ (ст. 7).

Таким образом, Управление пенсионного обеспечения г. Байконур выполняет по месту расположения ряд функций, относящихся к компетенции Пенсионного фонда РФ, что позволяет отнести его к структуре органов ПФР и распространить на него действие названных нормативных актов РФ в области пенсионного обеспечения.

Кроме того, для организации работ по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, назначению и выплате пенсий жителям города Байконур полномочным органом РФ по согласованию с администрацией города Байконур создаются соответствующие органы (ст. 7 Соглашения).

Управление пенсионного обеспечения создано постановлением главы администрации города Байконур от 30.03.2001 N 87. Согласно Положению об управлении оно является
самостоятельным функциональным органом управления администрации города Байконур, обеспечивающим разработку и реализацию исполнительно-распорядительных функций в сфере пенсионного обеспечения населения, и входит в организационную структуру администрации г. Байконур. Статус органа управления администрации также позволяет распространить на истца действие льготы, установленной пп. 14 ст. 12 Закона “О плате за землю“.

При таких обстоятельствах ИМНС без достаточных оснований обязала истца уплатить земельный налог и отказала в возврате налога и штрафа.

В соответствии со ст. 78 НК РФ излишне уплаченный налог подлежит возврату на основании заявления налогоплательщика в месячный срок после подачи такого заявления.

Поскольку ИМНС добровольно не возвратила излишне уплаченный налог, возврат осуществляется по решению суда.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 174, 110 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным отказ ИМНС РФ по городу и космодрому Байконур возвратить Управлению пенсионного обеспечения города Байконур земельный налог за 2001 - 2003 гг. в сумме 37000 руб., штрафы в сумме 30694,68 руб. за несвоевременную подачу деклараций по земельному налогу.

Обязать ИМНС по городу и космодрому Байконур возвратить Управлению пенсионного обеспечения города Байконур земельный налог в сумме 37000 руб., 30694,68 руб. штрафов.

Решение может быть обжаловано в Апелляционный суд Московской области в месячный срок.