Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2002 N А19-5041/01-24-Ф02-317/02-С1 Суд отказал в удовлетворении иска о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания недоимки и пени за счет имущества предприятия, так как факт предоставления истцу налоговой льготы подтвержден материалами дела, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 февраля 2002 г.
Дело N А19-5041/01-24-Ф02-317/02-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска Крюковой О.В. (доверенность от 03.01.2002 N 08/17), Черемных Е.Н. (доверенность от 03.01.2002 N 08/19),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска на решение от 15 ноября 2001 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5041/01-24 (суд первой инстанции: Залтанов В.А., Кродинова Л.Н., Новогородский И.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) “Радиан“ обратилось с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска (ИМНС РФ по Ленинскому округу) о признании недействительным постановления налоговой инспекции от 21 марта 2001 года N 06-22/07 о взыскании налога за счет имущества.
В процессе рассмотрения спора, истец уточнил исковые требования и и просил признать недействительным решение ИМНС Российской Федерации по Ленинскому округу от 21.03.2001 N 06-32/07.
Решением от 15 ноября 2001 года исковые требования удовлетворены. Решение ИМНС РФ по Ленинскому округу от 21 марта 2001 года N 06-32/07 признано недействительным.
ЗАО “Радиан“ из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Удовлетворяя исковые требования общества, суд исходил из того, что факт предоставления ЗАО “Радиан“ налоговой льготы подтвержден материалами дела, следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали основания для начисления пени.
Обжалуя судебный акт по настоящему делу, заявитель ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности, так как считает, что, принимая решение, арбитражный суд нарушил нормы материального права и необоснованно освободил ЗАО “Радиан“ от уплаты пени.
Налоговая инспекция полагает, что у ЗАО “Радиан“ не было права на списание задолженности по пеням за несвоевременную уплату налогов, так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 года N 729 и от 1 декабря 1998 года N 1416 “Об условиях и порядке списания задолженности по пеням за просрочку платежей в федеральный бюджет, начисленным в связи с несвоевременной оплатой предприятиям (организациям) государственного оборонного заказа в 1994 - 1997 годах“, право на списание задолженности по пеням предоставлено предприятиям, включенным в реестр, подготовленный государственными заказчиками и согласованный с Министерством финансов России. Данный реестр должен быть доведен Министерством Российской Федерации по налогам и сборам до территориальных налоговых органов. В реестре, направленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области, ЗАО “Радиан“ не значится. Кроме того, у суда не было правовых оснований для признания недействительным решения инспекции в части недоимки по страховым сборам.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 35701 - 35702 от 30.01.2002), но ЗАО “Радиан“ своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу о необходимости отмены судебного акта в части признания недействительным решения ИМНС РФ по Ленинскому округу от 21 марта 2001 года в отношении взыскания суммы недоимки по страховым взносам в размере 686 тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 01.01.1998 согласно расчету Пенсионного фонда Российской Федерации ЗАО “Радиан“ начислено пени в сумме 4519297,42 рублей, в том числе за:
- 1994 год - 608092,57 рублей;
- 1995 год - 1247660,74 рубля;
- 1996 год - 1463548,14 рублей;
- 1997 год - 1199995,91 рубль.
Согласно постановлению ИМНС РФ по Ленинскому округу от 21 марта 2001 года N 06-22/07 сумма, предъявленных ко взысканию за счет имущества пени, по состоянию на 15.03.2001 - 9986055 рублей.
В деле имеется письмо Министерства экономики Российской Федерации от 13 апреля 2000 года N 34-144, в котором сказано, что ЗАО “Радиан“ может претендовать на списание начисленных пеней и штрафов, образовавшихся в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа (работ), включая и работы по поддержанию мобилизационных мощностей.
Согласно статье 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 9 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ установлено, что взыскание суммы штрафов по платежам в государственные специальные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 01.01.2001, осуществляются налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 года N 729 и от 1 декабря 1998 года N 1416 “Об условиях и порядке списания задолженности по пеням за просрочку платежей в федеральный бюджет, начисленным в связи с несвоевременной оплатой предприятиям (организациям) государственного оборонного заказа в 1994 - 1997 годах“ предусмотрено, что имеющаяся по состоянию на 1 января 1998 года задолженность по пеням, начисленным за просрочку уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также задолженность по пеням за просрочку платежей в федеральный бюджет в доле, эквивалентной удельному весу, предусмотренных к оплате из федерального бюджета и фактически выполненных по государственному оборонному заказу, но не оплаченных объемов работ в общем объеме ежегодно производимой продукции (работ) в 1994 - 1997 годах, подлежит списанию.
Как указано выше, в материалах дела имеется письмо Министерства экономики Российской Федерации от 13.04.2000, которым подтверждено право ЗАО “Радиан“ на списание начисленных пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 1 января 1998 года.
При таком нормативном регулировании и доказательствах, имеющихся в деле, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности начисления пени ЗАО “Радиан“ за рассматриваемый период.
Однако, оспариваемым постановлением обществу начислена также недоимка по страховым сборам, в сумме 686000 рублей, которая подлежит взысканию.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению в части признания недействительным постановления налоговой инспекции в отношении взыскания недоимки по страховым взносам.
А также по результатам рассмотрения дела ЗАО “Радиан“ была возвращена государственная пошлина в сумме 1000 рублей. Пунктом 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Так как кассационная жалоба удовлетворена в части, в удовлетворении отдельных исковых требований ЗАО “Радиан“ отказано, следовательно, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции и кассационной инстанции подлежит взысканию с истца в сумме 64 рублей 28 копеек.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15 ноября 2001 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5041/01-24 изменить, отменив в части удовлетворения иска о признании недействительным пункта 1 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу от 21.03.2001 N 06-32/07 в отношении взыскания за счет имущества предприятия недоимки в сумме 686000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области по настоящему делу оставить без изменения.
Взыскать с закрытого акционерного общества “Радиан“ в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 64 рублей 28 копеек.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
Л.А.КАДНИКОВА