Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2004 по делу N А41-К2-8392/03 Суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии юридического лица, т.к. лицензирующий орган не представил доказательств неоднократного и грубого нарушения юридическим лицом лицензионных требований.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 июля 2004 г. Дело N А41-К2-8392/03“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области при участии в судебном заседании от заявителя: С.А. - юрисконсульт, дов. от 12.09.2003, б/N, паспорт; О. - юрисконсульт, дов. от 12.09.2003 б/N, паспорт; от ответчиков: ИМНС РФ (С.Т.М. - вед. специалист, уд. N 249600 от 10.09.2003, дов. от 12.09.2003 N 03/7580; С.Т.С., госналогинспектор, уд. N 236992 от 23.06.2003, дов. от 18.02.2004 N 03/1556); Федеральное агентство - М., дов. N 1 от 25.06.2004, паспорт; К. - специалист 1 кат., дов. от 26.07.2004, паспорт; Т. - гл. специалист, уд. N 064 от 16.01.2003, дов. от 26.07.2004 N
10, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью “Форбс“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Химки Московской области, Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному комплексу о признании недействительными решения Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу о приостановлении действия лицензии и решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Химки Московской области о проведении выездной налоговой проверки,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Форбс“ (далее - ООО “Форбс“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Химки Московской области (далее - ИМНС РФ по г. Химки), Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее - Агентство) о признании недействительными решения Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу о приостановлении действия лицензии и решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Химки Московской области о проведении выездной налоговой проверки.

Решением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу за N 33-03 от 26.08.2003 приостановлено действие лицензии ООО “Форбс“ ФЛЦ N 020541 (1), (11) на проектные работы и строительно-монтажные работы в связи с нарушением ООО “Форбс“ требований ст. 13 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, а именно тем,
что ООО “Форбс“ не уведомило лицензирующий орган об изменении своего места нахождения в течение (не позднее) 15 дней с даты такого изменения (л. д. 55).

Представитель заявителя пояснил, что в нарушение требований п. 5 ст. 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ Агентство не уведомил Общество о прекращении действия лицензии, а также не предоставило мотивированное решение.

ООО “Форбс“ узнало о приостановлении лицензии только от ИМНС РФ по г. Химки при назначении налоговой проверки.

05.04.2004 ИМНС по г. Химки было принято решение N 81 (л. д. 38) о проведении выездной налоговой проверки по соблюдению налогового законодательства и осуществлению безлицензионной деятельности за период с 26.08.2003 по 19.02.2004.

По результатам проведения выездной налоговой проверки ИМНС по г. Химки был составлен акт N 49 от 12.04.2004 (л. д. 40 - 42).

Представитель истца пояснил, что решение о приостановлении лицензии состоялось 26.08.2003 и было направлено на ул. Маяковского, дом 23.

Однако решение о внесении изменений в учредительные документы, в том числе об изменении места нахождения было принято 29.10.2003.

Документы были направлены в ИМНС РФ, 05.11.2003 произведена регистрация, а 13.11.2003 зарегистрированы изменения адреса.

Представитель Федерального агентства с требованиями Общества не согласился, указал, что отметки почтового отделения о том, что по данному адресу (г. Химки, ул. Маяковского, д. 23) ООО “Форбс“ не значится, является
достаточным основанием для приостановления действия лицензии, потому что Агентство не занимается розыском организации, Предприятие само должно было предоставить сведения об изменении своего места нахождения. Адрес был изменен уже 22.03.2003.

Представлен отзыв (л. д. 79, 80).

Представитель ИМНС отметил, что проверка была проведена на законных основаниях, требования закона нарушены не были, возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (л. д. 81).

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

Пункт 1 ст. 11 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ N 128-ФЗ от 08.08.2001 предусматривает, что в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

Как следует из содержания оспариваемого решения, указанная норма была нарушена ООО “ФОРБС“ (л. д. 55).

Однако неисполнение данной обязанности Обществом произошло по не зависящим от него причинам: указанное решение заявитель не получил.

Кроме того, на период принятия решения Агентством (на 26.08.2003) Общество не изменяло своего места нахождения (г. Химки, ул. Маяковского, дом 23) - л. д. 62.

Изменения в учредительные документы были внесены позднее.

29.10.2003 на общем собрании участников Общества было принято решение об изменении места нахождения, новый
адрес: г. Химки, проспект Мельникова, дом 2 “Б“, помещение 5 (л. д. 60), внесены изменения в устав Общества (л. д. 63 - 65).

Изменения были зарегистрированы в налоговом органе 05.11.2003, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л. д. 66).

Таким образом, отсутствует как событие правонарушения, так и вина Общества в совершении правонарушения.

Доводы представителя Агентства о том, что конверт, который возвратился обратно с отметкой “организация не значится“, является основанием для приостановления действия лицензии, судом не принимаются.

Ст. 12 вышеназванного ФЗ предусматривает право лицензирующих органов осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

Так, лицензирующие органы имеют право, в том числе, составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений.

Лицензирующий орган вправе составить акт по месту нахождения юридического лица с указанием конкретного нарушения. Такого акта суду не представлено.

Отметки почтового отделения связи “организация не значится“ не являются достаточным основанием для приостановления действия лицензии.

Абзац 1 пункта 1 ст. 13 ФЗ предусматривает:

“Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий“.

Агентство не представило доказательств, подтверждающих неоднократные или грубые нарушения Обществом лицензионных требований и условий.

Действие лицензии было приостановлено до 19.02.2004 (л. д. 55).

Абзац 2 пункта 1 ст. 13 ФЗ обязывает
лицензирующий орган обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения.

Однако в нарушение данной нормы приостановление действия лицензии продолжается.

Требования, предъявленные Обществом к налоговому органу, удовлетворению не подлежат за отсутствием оснований.

Налоговая проверка не ограничила и не приостановила хозяйственную деятельность Общества; решение о проведении налоговой выездной проверки и ее проведение не противоречит требованиям действующего налогового законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Заявление ООО “ФОРБС“ удовлетворить частично.

2. Признать недействительным решение без номера и даты Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу о приостановлении лицензий ФЛЦ N 020541 (1), (11) (ПР СМР) (выданных Обществу с ограниченной ответственностью “ФОРБС“), принятое на основании протокола Лицензионной комиссии Госстроя России N 33-03 от 26.08.2003, как не соответствующее действующему законодательству.

3. Исковые требования в части признания недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Химки Московской области от 05.04.2004 N 81 о проведении выездной налоговой проверки оставить без удовлетворения.

4. Возвратить частично Обществу с ограниченной ответственностью “ФОРБС“ из федерального бюджета пошлину в размере 1000 руб. (платежное поручение от 15.04.2004 N 186).

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд.