Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2004 по делу N А40-21505/04-12-214 Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 июля 2004 г. Дело N А40-21505/04-12-214“

(извлечение)

Арбитражный суд при участии в заседании от заявителя: Г. - дов. от 1.07.04, П. - дов. от 31.12.03; от ответчика: Л. - дов. от 30.12.03, Б. - дов. от 30.12.03; от третьего лица: Р. - дов. от 1.07.04, рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению Московского земельного комитета к ответчику: Территориальному управлению по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (третье лицо: ОАО “Завод Красная Пресня“) о признании недействительными решения от 1.04.04 по делу N 3-23-17 и предписания о выдаче технических условий по
межеванию земельных участков по обращению ОАО “Завод Красная Пресня“ и/или организации, с которой у ОАО “Завод Красная Пресня“ заключен договор на выполнение работы по межеванию земельного участка, в порядке, установленном земельным законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Московский земельный комитет обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании недействительными решения от 1.04.04 по делу N 3-23-17 и предписания о выдаче технических условий по межеванию земельных участков по обращению ОАО “Завод Красная Пресня“ и/или организации, с которой у ОАО “Завод Красная Пресня“ заключен договор на выполнение работы по межеванию земельного участка, в порядке, установленном земельным законодательством.

Территориальное управление по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ответчик) считает заявление не подлежащим удовлетворению, указав в письменном отзыве на то, что Московский земельный комитет отказал ОАО “Завод Красная Пресня“ в выдаче сведений (кадастровой карты) из государственного земельного кадастра; ТОРЗ ЦАО г. Москвы отказал ОАО “Завод Красная Пресня“ в возложении работ по межеванию на ЗАО “Национальная картографическая корпорация“; Московский земельный комитет необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; предписание принято с соблюдением норм действующего законодательства, в соответствии с задачами, функциями и полномочиями антимонопольного органа.

ОАО “Завод Красная Пресня“ (третье лицо)
считает заявление не подлежащим удовлетворению, указав в письменном отзыве на то, что Московский земельный комитет отказал ему в возложении работ по межеванию на ЗАО “Национальная картографическая компания“ и предложил обратиться к иным организациям, предложил пройти полный цикл согласования земельного участка, намеченного к отводу, что противоречит ст. 8 Конституции РФ и ст. ст. 1, 421 ГК РФ; судебными актами арбитражного суда установлено его право постоянного бессрочного пользования земельным участком в литерах, отмеченных на плане земельного участка 1993 г.; Прокуратурой ЦАО г. Москвы вынесено представление об устранении нарушений антимонопольного законодательства; бездействие Московского земельного комитета нарушает его права и законные интересы.

Выслушав доводы представителей сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление - частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Московский земельный комитет действует на основании Положения о нем, утвержденного совместным Распоряжением Мэра Москвы и Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 7.10.96 N 371/1-РМ-1-30/1967, является функциональным органом городской администрации по обеспечению экономико-правового регулирования земельных отношений в г. Москве, входит в систему Госкомзема, как его территориальный орган, является юридическим лицом.

Территориальное управление по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства действует на основании Временного положения о нем, утвержденного МАП РФ в
1999 г., является государственным учреждением и юридическим лицом, осуществляет на территории г. Москвы и Московской области проведение государственной политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Решением от 1.04.04 по делу N 3-23-17 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства Территориальное управление по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства признало Московский земельный комитет нарушившим п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, создания дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Предписанием от 1.04.04 по делу N 3-23-17 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства Территориальное управление по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства обязало Московский земельный комитет в срок до 6.05.04 прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в ограничении самостоятельности хозяйствующих субъектов и создании дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, путем выдачи технических условий по межеванию земельных участков по обращению ОАО “Завод Красная Пресня“ и (или) организации, с которой у ОАО “Завод Красная Пресня“ заключен договор на выполнение работы по межеванию земельного участка, в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Следовательно, оспариваемые решение и предписание являются актами государственного органа.

Спор
возник из административных правоотношений о признании недействительными актов органа, принятых в сфере действия антимонопольного законодательства, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. ст. 197 - 201 АПК РФ, Законом РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) федерального антимонопольного органа (территориального органа).

Московский земельный комитет подал заявление в арбитражный суд о признании недействительными решения и предписания 5.05.04, что подтверждается отметкой канцелярии суда на заявлении, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оспариваемым решением установлено следующее.

В Территориальное управление по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства из МАП РФ и Прокуратуры ЦАО г. Москвы поступили материалы по обращению ОАО “Завод Красная Пресня“ о действиях Московского земельного комитета, содержащих признаки нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ, а не пункт 2 статьи 3.1.

ОАО “Завод Красная Пресня“, руководствуясь п. 2 ст. 3.1 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ от 25.10.01 N 137-ФЗ и ст. 36 ЗК РФ, обратилось в Московский земельный комитет с заявлением о выдаче сведений (кадастровой карты) из государственного земельного кадастра.

Московский земельный комитет письмом от 14.03.03 N 33-2-3263/3-(0)-1 сообщил, что на ОАО “Завод Красная Пресня“ земельно-правовые отношения не оформлены, в связи с
чем запрошенные сведения могут быть представлены после оформления прав землепользования или после выполнения необходимых работ для постановки земельного участка на кадастровый учет.

ТОРЗ ЦАО г. Москвы письмом от 2.10.03 N 33-2-3263/3-(10)-1 в возложении работ по межеванию на ЗАО “Национальная картографическая корпорация“ отказал и предложил ОАО “Завод Красная Пресня“ обратиться в сектор межевания ТОРЗ ЦАО для получения перечня подрядных организаций, выполняющих работы по межеванию земельных участков.

25.06.03 письмом N 196 ОАО “Завод Красная Пресня“ обратилось в ТОРЗ ЦАО г. Москвы с предложением о выполнении работы по межеванию ФГУП “Госземкадастрсъемка“.

На ОАО “Завод Красная Пресня“ земельно-правовые отношения на участок, расположенный по адресу: г. Москва, Пресненский вал, д. 14, не оформлены.

Согласно ст. 17 ФЗ от 18.06.01 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

В соответствии с п. п. 1.1, 1.4 “Инструкции по межеванию земель“, утвержденной Государственным комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8.04.96 межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади; межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном
порядке лицензии на право выполнения этих работ.

Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Суд считает, что отказ Московского земельного комитета в проведении работ по межеванию земель ЗАО “Национальная картографическая компания“ и ФГУП “Госземкадастрсъемка“ ограничивает самостоятельность ОАО “Завод Красная Пресня“, ЗАО “Национальная картографическая компания“ и ФГУП “Госземкадастрсъемка“ в заключении договоров на оказание услуг, создает дискриминирующие для них условия деятельности и имеет своим результатом ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по межеванию земель, нарушает ст. 421 ГК РФ.

Таким образом, в действиях Московского земельного комитета усматриваются признаки нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

Следовательно, оспариваемое решение соответствует п. 1
ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и ст. 421 ГК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В оспариваемом предписании Территориальное управление по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства ограничение самостоятельности ОАО “Завод Красная Пресня“, ЗАО “Национальная картографическая компания“ и ФГУП “Госземкадастрсъемка“ в заключении договоров на оказание услуг по проведению работ по межеванию земель устраняет путем обязания Московского земельного комитета выдать технические условия по межеванию земельных участков по обращению ОАО “Завод Красная Пресня“ и (или) организации, с которой у ОАО “Завод Красная Пресня“ заключен договор на выполнение работы по межеванию земельного участка.

Суд считает, что оспариваемые решение и предписание противоречат друг другу, поскольку выдача технических условий по межеванию земельных участков не может восстановить свободу в заключении договоров на оказание услуг. В оспариваемом решении на выдачу технических условий не указывается; необходимость выдачи технических условий не обосновывается.

В судебном заседании Территориальное управление по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства также не представило доказательств необходимости выдачи предписания о выдаче технических условий и соответствия его п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Следовательно, оспариваемое предписание не соответствует
п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.

На основании ст. 8 Конституции РФ, ст. 421 ГК РФ, ст. ст. 7, 28 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, руководствуясь ст. ст. 1 - 13, 27, 29, 64 - 68, 71, 75, 81, 152 - 155, 162, 167 - 171, 176, 180, 181, 197 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным предписание Территориального управления по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 1.04.04 по делу N 3-23-17 об обязании Московского земельного комитета выдать технические условия по межеванию земельных участков по обращению ОАО “Завод Красная Пресня“ и/или организации, с которой у ОАО “Завод Красная Пресня“ заключен договор на выполнение работы по межеванию земельного участка, в порядке, установленном земельным законодательством.

Заявление Московского земельного комитета о признании недействительными решения Территориального управления по г. Москве и Московской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 1.04.04 по делу N 3-23-17 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Девятый апелляционный арбитражный суд в месячный срок со дня его принятия.