Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2001 N А78-3447/01-С2-2/143-Ф02-3151/01-С1 Дело в части признания недействительным решения о взыскании пени и штрафа по налогу на добавленную стоимость передано на новое рассмотрение, поскольку суд не проверил правомерность начисления налоговым органом штрафа и пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 декабря 2001 г.

Дело N А78-3447/01-С2-2/143-Ф02-3151/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Васиной Т.П., Гуменюк Т.А.,

при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества авиакомпания “Даурия“ Богатовой Т.Я. (доверенность от 19.12.2001 N 243), Готилиной Н.В. (доверенность от 19.12.2001 N 244),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному округу города Читы на решение от 25 сентября 2001 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3447/01-С2-2/143 (суд первой инстанции: Желтоухов
Е.В., Анисимов М.И., Сизикова С.М.,),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) авиакомпания “Даурия“ обратилась в Арбитражный суд Читинской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному округу города Читы (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 21.05.2001 N 07-54/7 в части начисления 443727 рублей налога на добавленную стоимость, 221481 рубля пени за его несвоевременную уплату и 27882 рублей штрафа.

Решением от 25 сентября 2001 года по делу N А78-3447/01-С2-2/143 иск удовлетворен частично, признано недействительным решение налоговой инспекции от 21.05.2001 N 07-54/7 в части начисления 36490 рублей налога на добавленную стоимость, 221481 рубля пени и 27882 рублей штрафа. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда.

Из кассационной жалобы следует, что полученные ОАО авиакомпания “Даурия“ в 1998 - 1999 годах бюджетные дотации на покрытие убытков от северных авиаперевозок в размере, превышающем фактически полученный авиакомпанией убыток от таких перевозок, в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 28.11.2001 N 3477), однако своих представителей на судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Представители ОАО авиакомпания “Даурия“ в судебном заседании не согласились с кассационной жалобой, указывая, что суммы дотаций, полученных из бюджета на целевое финансирование северных авиаперевозок, не связаны
с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что решение от 25.09.2001 подлежит частичной отмене.

Как следует из материалов дела, между ОАО авиакомпания “Даурия“ и администрацией Читинской области был заключен договор от 18.11.1998 об организации регулярных воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты по установленным маршрутам. Согласно данному договору на администрацию Читинской области была возложена обязанность дотировать ОАО авиакомпания “Даурия“ воздушные перевозки в размере разницы между согласованной себестоимостью и фактической выручкой от перевозок по установленным тарифам помесячно.

В 1998 и 1999 года ОАО авиакомпания “Даурия“ из бюджетов были получены дотации в размере, соответственно, 1100000 рублей и 2052969 рублей.

Налоговой инспекцией была проведена выездная проверка соблюдения ОАО авиакомпания “Даурия“ законодательства о налогах и сборах за период с 30.07.1998 по 31.12.1999.

По результатам налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля был составлен акт от 06.03.2001 N 07-40/11 с изменениями от 17.05.2001, согласно которому налогоплательщиком, в частности, была допущена неполная уплата налога на добавленную стоимость.

На основании акта проверки заместителем руководителя налоговой инспекции было принято решение от 21.05.2001 N 07-54/7, которым за неполную уплату налога на добавленную стоимость ОАО авиакомпания “Даурия“ было привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 27882 рублей, а также налогоплательщику было предложено уплатить 36494 рубля налога на добавленную стоимость и 221481 рубль пени за его несвоевременную уплату.

ОАО авиакомпания “Даурия“ обратилась с иском о признании частично недействительным указанного решения, оспаривая
выводы налоговой инспекции о начислении налога на добавленную стоимость на сумму полученной из бюджета дотации, превышающую фактические убытки от северных авиаперевозок.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что налоговая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), при этом в нее также включаются любые получаемые предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

С учетом данных положений, денежные средства, получаемые предприятием в порядке бюджетного финансирование целевых программ и мероприятий, обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

Данный вывод подтверждается подпунктом “з“ пункта 10 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“.

В связи с этим арбитражный суд правомерно признал, что полученная ОАО авиакомпания “Даурия“ в 1998 - 1999 годах дотация относится к целевому бюджетному финансированию убытков авиакомпании от снижения тарифов на северные авиаперевозки до согласованного с администрацией Читинской области размера, поэтому не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Так как сумма налога на добавленную стоимость, начисленная налоговой инспекцией по результатам выездной проверки за указанное нарушение налогового законодательства, превышает сумму этого налога, подлежащего взысканию с ОАО авиакомпания “Даурия“ по итогам налоговой проверки, арбитражный суд правильно признал недействительным решение налоговой инспекции от 21.05.2001 N 07-54/7 в части взыскания 36490 рублей налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем, из материалов налоговой проверки следует, что ОАО авиакомпания “Даурия“ были допущены иные нарушения
при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость, которые также явились основанием для начисления налогоплательщику штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость и пени за его несвоевременную уплату.

Арбитражным судом при разрешении спора данные обстоятельства не были проверены и оценены, поэтому обжалуемый судебный акт в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 21.05.2001 N 07-54/7 о взыскании с ОАО авиакомпания “Даурия“ 221481 рубля пени и 27882 рублей штрафа по налогу на добавленную стоимость подлежит отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение.

При новом судебном разбирательстве арбитражному суду следует уточнить основания, по которым ОАО авиакомпания “Даурия“ оспаривает решение налоговой инспекции в части начисления пени и штрафа по налогу на добавленную стоимость, предложить налоговой инспекции представить расчет штрафа за неполную уплату этого налога и проверить правомерность начисления налоговым органом указанных штрафа и пени с учетом установленного факта незаконности обложения налогом на добавленную стоимость сумм бюджетных дотаций.

Также при новом рассмотрении дела арбитражному суду следует решить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25 сентября 2001 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3447/01-С2-2/143 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному округу города Читы от 21.05.2001 N 07-54/7 о взыскании 221481 рубля пени и 27882 рублей штрафа по налогу на добавленную стоимость. Дело в этой части передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

В остальной части решение
оставить без изменения.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.П.ВАСИНА

Т.А.ГУМЕНЮК