Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2001 N А33-3314/01-С3а-Ф02-3190/01-С1 Решение налогового органа правомерно признано недействительным в части взыскания сбора за право оптовой торговли, начисления и взыскания штрафа, поскольку в данном случае у налогоплательщика отсутствует стационарная торговая точка, в связи с чем он не является плательщиком сбора за право оптовой торговли.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 декабря 2001 г.

Дело N А33-3314/01-С3а-Ф02-3190/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Елизовой Н.М., Борисова Г.Н.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Красноярска на решение от 11 сентября 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-3314/01-С3а (суд первой инстанции: Гурский А.Ф., Порватов В.Ф., Фролов Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Символ-99“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском
к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 03.01.2001 N 01/01 о привлечении к налоговой ответственности.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Красноярска предъявила встречный иск к ООО “Символ-99“ о взыскании 30066 рублей штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Решением суда от 11 сентября 2001 года исковые требования ООО “Символ-99“ удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции от 03.01.2001 N 01/01 признано недействительным в части взыскания сбора за право оптовой торговли в сумме 448 рублей, начисление пени за неуплату сбора за право оптовой торговли в сумме 115 рублей, взыскания штрафа в сумме 90 рублей.

Встречный иск удовлетворен частично. С ООО “Символ-99“ взыскано в бюджет 29976 рублей налоговых санкций, 1798 рублей 74 копейки госпошлины.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда первой инстанции Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Красноярска обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края.

По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО “Символ-99“ является плательщиком сбора на право торговли, так как осуществляет оптовую торговлю на территории Красноярского края. Объектом
налогообложения является право торговли.

Поэтому, полагает налоговая инспекция, сбор за право торговли, является местным налогом и соответствует закону.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 3595 от 03.12.2001, N 3989 от 09.12.2001), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав собранные по делу доказательства, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит правовых оснований для отмены судебного решения.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки соблюдения ООО “Символ-99“ налогового законодательства за период с 02.04.1999 по 30.06.2000, выявила в том числе неуплату в 1999 году сбора за право торговли.

По результатам налоговой проверки налоговой инспекцией составлен акт N 287/1 от 06.12.2000 и вынесено решение от 03.01.2001 N 01/01 о доначислении в том числе сбора за право торговли в сумме 448 рублей, пени 115 рублей и штрафа в сумме 90 рублей

Арбитражный суд Красноярского края проверил и обсудил все доводы сторон и пришел к обоснованному выводу, что ООО “Символ-99“ не является плательщиком сбора за право торговли.

В соответствии с подпунктом “е“ пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации
“Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действующим в настоящее время, к местным налогам относится сбор за право торговли, который устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет.

В целях обеспечения единых подходов при введении местных налогов и сборов, четкой реализации налогового законодательства Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации совместно с Комиссией Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам разработали Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов и направили их письмом от 04.06.1992 N 5.1/693-04-05-20-ИЛ-6-04/176 для использования в практической работе.

Пунктом 1 раздела 2 Примерного положения о сборе за право торговли, являющегося приложением к названному письму, установлено, что плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно - правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, их дочерние образования и филиалы, а также граждане Российской Федерации и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков
и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.

Следовательно, основным критерием для определения круга плательщиков сбора за право торговли является наличие постоянной (стационарной) торговой точки или временной торговой точки в местах, определенных администрацией района, в которых торговля всегда осуществляется за наличный расчет.

Этот же критерий содержится в Положении о местных налогах и сборах на территории города Красноярска, утвержденном решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 N 5-32, с изменениями, внесенными решением городского Совета от 20.08.1999 N В-188.

Невозможность расширительного толкования названного Положения и включения в число плательщиков сбора любого лица, осуществляющего оптовую торговлю, вытекает из анализа налогового законодательства.

Учитывая, что в вышеназванном Положении недостаточно четко определены налогоплательщики, а также то, что статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации на их территории налога с продаж не должен взиматься сбор за право торговли, кассационная инстанция применяет пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 20 названного Закона объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу
или оптом за наличный расчет.

Следовательно, и при определении плательщиков сбора за право торговли, объектом обложения которым также является товарооборот, главным условием является реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет и приравненными к нему расчетами.

Как следует из материалов дела, ООО “Символ-99“, осуществляя реализацию товаров по договорам поставки, расчеты с покупателями производило в безналичном порядке. Таким образом, оно не являлось плательщиком сбора за право торговли.

В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Налоговая инспекция не представила арбитражному суду доказательства подтверждающие реализацию ООО “Символ-99“ товаров за наличный расчет, поэтому суд обоснованно признал решение налоговой инспекции в этой части недействительным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11 сентября 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-3314/01-С3а - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ЕЛИЗОВА