Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2004 по делу N А41-К1-6187/04 В соответствии с действующим законодательством при отсутствии узлов учета у поставщика газа количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации. На газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2004 г. Дело N А41-К1-6187/04“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи К.В.В., протокол судебного заседания вела судья К.В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) МУП “НПТО ЖКХ“ к: ГУП МО “Мособлгаз“, ГУП МО “Ногинскмежрайгаз“ о преддоговорном споре, при участии в заседании: от истца - Х., В., от ответчика - М., С.,

УСТАНОВИЛ:

МУП “Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства“ обратилось с иском к ГУП МО “Мособлгаз“, ГУП МО “Ногинскмежрайгаз“ (филиалу ГУП МО “Мособлгаз“) по преддоговорному спору, возникшему при заключении договора N 09-20/ТП от 05.01.04 на оказание услуг по транспортировке газа.

Истцом в соответствии со
ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уточнении спорных пунктов, оставшихся в разногласиях после согласования их с ответчиком (протокол согласования представлен суду), а именно: он просит рассмотреть п. 4.1, 4.14, оставшиеся в разногласиях. Ходатайство удовлетворено.

Истец, обосновывая редакцию п. 4.1 договора на оказание услуг по транспортировке газа, ссылается на п. 2.2 Правил учета газа, согласно которому, по мнению истца, учет количества газа, подаваемого ГРО потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа, и стороной, ведущей учет газа, в соответствии с п. 1.8 тех же Правил может являться только владелец приборов учета, т.к. он обязан “...обеспечить представителям другой стороны, а также должностным лицам Госгазинспекции России и Госстандарта России доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, проверки их технического состояния и правильности их функционирования“.

Истец ссылается на то, что узлы учета находятся на балансе МУП “НПТО ЖКХ“, которое несет “ответственность за надлежащее состояние и исправность приборов учета газа, а также за их своевременную проверку“.

Истец полагает, что п. 20 Правил поставки газа в РФ дает право поставщику только определить договором поставки сторону, заключающую договор транспортировки газа, а сторона, ведущая учет газа, определяется договором транспортировки.

Термин “обеспечение учета“ подразумевает, по мнению истца, комплекс мероприятий по созданию, содержанию, обслуживанию, ремонту, проверке узлов учета, снятие показаний
приборов, их обработку и т.д. Все эти функции выполняет МУП “НПТО ЖКХ“.

Истец ссылается на то, что редакция п. 4.14 договора, предложенная ответчиком, противоречит п. 28 Правил поставки газа в РФ, в связи с вышеизложенным истец просит принять спорные пункты 4.1, 4.14 в редакции МУП “НПТО ЖКХ“.

Ответчик с предложенной редакцией истца п. п. 4.1, 4.14 не согласен, сославшись на то, что редакция спорных пунктов договора соответствует п. 28 Правил поставки газа в РФ и п. 2.2 Правил учета газа, и просит суд принять спорные пункты договора в его редакции.

Рассмотрев требования истца и спорные пункты (4.1, 4.14) договора, суд не находит оснований считать их подлежащими удовлетворению в редакции МУП “НПТО ЖКХ“ по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, между сторонами при заключении публичного договора на оказание услуг по транспортировке газа возникли разногласия.

В силу ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, в
связи с чем ГУП МО “Мособлгаз“ не вправе оказывать предпочтение одному контрагенту перед другим и включать в договор условия, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями.

Предложенная редакция п. п. 4.1 и 4.14 соответствует п. 2.2 Правил учета газа и устанавливает, что при отсутствии узлов учета у поставщика количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации.

Пункт 2.2 Правил поставки газа в РФ устанавливает, что “на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика“.

Договором поставки газа предусмотрено, что поставщик (ООО “Мосрегионгаз“) доводит объем газа только до газораспределительных станций, принадлежащих ООО “Мострансгаз“. Все услуги за пределами ГРС, связанные с подачей газа потребителям, оказывает газораспределительная организация Московской области - ГУП МО “Мособлгаз“.

Согласно письму поставщика (ООО “Мосрегионгаз“) N АС-961 от 18.06.04 подтверждены полномочия ГУП МО “Мособлгаз“ по осуществлению учета газа потребителям.

Функции по учету газа и формированию баланса газа в целом по Московской области Правительством Московской области возложены на ГУП МО “Мособлгаз“.

В соответствии с условиями Технического соглашения, являющегося неотъемлемой частью договора поставки газа, предусмотрено, что ГРО (ответчик) ежемесячно (по итогам расчетного периода) составляет отчет о фактических объемах отобранного покупателем природного газа, являющийся основанием для оформления акта поданного (принятого) газа.

Техническим
соглашением предусмотрено, что в случае возникновения разногласий у покупателя о количестве газа, выставленном поставщиком по акту поданного (принятого) газа для оплаты покупателем за использованный газ по итогам расчетного периода, последний подписывает указанный акт с особым мнением. Сторона, не согласная с количеством газа, вправе обратиться в арбитражный суд. До принятия решения судом объем потребленного покупателем газа устанавливается в соответствии с данными ГРО, а количество газа - по данным поставщика, что соответствует п. 28 Правил поставки газа в РФ.

Все вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что сложившиеся на протяжении многих лет правоотношения между поставщиком, ГРО и потребителем соответствуют законодательству о газоснабжении и ГУП МО “Мособлгаз“ как передающая сторона организует надлежащий учет газа в соответствии с вышеуказанным законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

пункты 4.1, 4.14 договора на оказание услуг по транспортировке газа N 06-20/ТП-04 от 05.01.04 принять в редакции ГУП МО “Мособлгаз“.