Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2001 N А33-303/01-С3а-Ф02-1112/01-С1 Доводы жалобы о невыполнении своих полномочий истцом судом не принимаются.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 мая 2001 г. Дело N А33-303/01-С3а-Ф02-1112/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью “СибАлко“ - Назаренко В.А. (доверенность б/н от 20.11.2000),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “СибАлко“ на решение от 13 февраля 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-303/01-С3а, (суд первой инстанции: Радзиховская В.В., Дунаева Л.А., Раздобреева И.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “СибАлко“ (ООО “СибАлко“) обратилось в Арбитражный суд
Красноярского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Железногорску (ИМНС РФ по г. Железногорску) о признании недействительным постановления от 06.09.2000 N 05168 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование иска было указано, что налоговый орган признал незаконными льготы по налогообложению, установленные договором от 10.02.2000 N 36/00, между Администрацией закрытого административно - территориального образования г. Железногорска (ЗАТО г. Железногорска) и ООО “СибАлко“, заключенным во исполнение Федерального закона РФ N 3297-1 от 14.07.1992 “О закрытом административно - территориальном образовании“.

Как полагал истец, льготы им применялись законно, поэтому недоимки по налогу образоваться не могло.

ИМНС РФ по г. Железногорску предъявила встречный иск о взыскании штрафных санкций за налоговое правонарушение в сумме 86550,37 руб.

Решением от 13 февраля 2001 года Арбитражного суда Красноярского края постановление ИМНС РФ по г. Железногорску N 05/68 от 06.09.2000 признано недействительным в части взыскания штрафа 86550 руб. 37 коп. В остальной части в иске отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ООО “СибАлко“ просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение, которым признать недействительным оспариваемый ненормативный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал надлежащую оценку факту нарушения ИМНС РФ по г. Железногорску порядка отмены и обжалования предоставленных налоговых льгот, поскольку пункт 7 Правил предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 595 от 15.06.1998, которыми предусмотрено, что при
установлении факта применения налоговых льгот, не согласованных с Министерством финансов Российской Федерации, налоговые органы сообщают об этом в органы местного самоуправления ЗАТО и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а последнее в Министерство финансов РФ для принятия решения о пересмотре размера дотаций бюджетам ЗАТО.

В настоящее время порядок предоставления льгот, их размер, а также решения Городского Совета ЗАТО г. Железногорска не оспорены и не отменены в судебном или административном порядке.

Судом также не дана оценка тому факту, что в нарушение требований статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации истцу не было направлено требование об уплате налога, то есть постановление N 0568 от 06.09.2000 вынесено ответчиком с нарушением действующего законодательства.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ИМНС РФ по г. Железногорску и ЗАТО г. Железногорска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 337 - 339 от 26.04.2001), однако представители сторон на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ООО “СибАлко“, проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по данному делу, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.

Из материалов дела следует, что решениями городского Совета ЗАТО г. Железногорска от 11.03.1998 N 12-146Р, от 28.12.1999 N 50-465Р, от 08.02.2000 N 52-470Р, N 52-471Р предоставлены дополнительные льготы по налогам и сборам на территории ЗАТО.

Во исполнение данных решений и Положения “Об инвестиционной зоне ЗАТО г. Железногорска“ между Администрацией ЗАТО г. Железногорска
и ООО “СибАлко“ был заключен договор о предоставлении налоговых льгот N 36/00 от 10.02.2000.

На основании расчетов (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость и по акцизам за июнь 2000 года, предоставленных ООО “СибАлко“, а также по результатам камеральной проверки, ИМНС РФ по г. Железногорску приняла постановление N 05/68 от 06.09.2000.

Признав, что дополнительными налоговыми льготами предприятие пользуется неправомерно, ИМНС РФ по г. Железногорску постановила взыскать с ООО “СтбАлко“ недоплаченный акциз за июнь 2000 года - 366631 руб. 84 коп. и НДС за июнь 2000 года - 67120 руб., а также привлечь к штрафу в размере 10% по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 86550 руб.37 коп.

Суд первой инстанции, разрешая вопрос о законности предоставления дополнительных налоговых льгот, руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ “О закрытом административно - территориальном образовании“ N 3297-1 от 14.07.1992 установлено, что в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территорий, дефицит бюджета ЗАО покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом РФ N 144-ФЗ от 31.07.1998 “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О закрытом административно - территориальном образовании“ внесено дополнение, согласно которому дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно - территориальных образований, соответствующими органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации N 595 от 15.06.1998 “О правилах предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в
качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно - территориальных образований“, определен порядок предоставления льгот, согласно которому органы местного самоуправления ЗАТО предоставляют дополнительные льготы по налогам и сборам, кроме налога на добавленную стоимость, акцизов, а также налогов и сборов, зачисляемых в целевые бюджетные фонды, юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории ЗАТО, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации N 67-ФЗ от 02.04.1999 “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О закрытом административно - территориальном образовании“ дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются соответствующими органами местного самоуправления ЗАТО в соответствии с настоящим законом. Несмотря на новую редакцию указанного абзаца вышеназванного закона, постановление Правительства Российской Федерации N 595 в настоящее время является действующим, поскольку Федеральным законом Российской Федерации N 67-ФЗ от 02.04.1999 признана утратившей силу статья 2 Федерального закона Российской Федерации N 144-ФЗ.

Статья 3 этого закона, обязывающая Правительство Российской Федерации привести Правила предоставления льгот в соответствие с требованиями закона, осталась действующей.

Статьями 15, 58 Федерального закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2000 год“ с 01.01.2000 приостановлено действие части 2 пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О закрытом административно - территориальном образовании“, действие пунктов 1 и 3 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и указано, что в 2000 году все предприятия, расположенные на территории ЗАТО, налоги и сборы, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, направляют в федеральный бюджет, налоги и сборы, подлежащие зачислению в федеральные и территориальные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, поступающие с территорий ЗАТО, зачисляются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Необходимость
согласования с Министерством финансов Российской Федерации предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот обусловлена спецификой формирования бюджетов закрытых административно - территориальных образований.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона РФ “О федеральном бюджете на 2000 год“ ЗАТО г. Железногорска является получателем дотаций из федерального бюджета. Следовательно, предоставление дополнительных льгот должно быть непосредственно связано с получаемыми дотациями из федерального бюджета.

Таким образом, при предоставлении дополнительных льгот истцу Городской совет ЗАТО г. Железногорска обязан был соблюдать порядок предоставления льгот, установленный постановлением Правительства Российской Федерации N 595 от 15.06.1998.

Данный вывод суда является обоснованным и кассационная инстанция считает, что неправильного применения норм материального права допущено не было.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

Поэтому довод кассационной жалобы о том, что решения Городского Совета ЗАТО г. Железногорска не оспорены и не отменены, не может повлиять на законность принятого судебного акта.

Доводы кассационной жалобы о невыполнении своих полномочий налоговым органом и нарушения требований статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не принимаются.

Невыполнение обязанности налогового органа по сообщению в органы местного самоуправления ЗАТО г. Железногорска и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам об установлении факта применения налоговых льгот, не влияет на наличие или отсутствие обязанности налогоплательщика уплачивать налоги в полном объеме.

Налоговый орган оспариваемым постановлением известил налогоплательщика о неуплаченной сумме налога и об его обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Руководствуясь статьями 175 -
177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 февраля 2001 года по делу N А33-303/01-С3а Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

И.П.МИРОНОВА