Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2001 N А19-10739/00-26-Ф02-222/01-С1 Ответственность налогового агента за информирование налогового органа или просрочку информирования, законодательством о налогах и сборах не установлена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 февраля 2001 г.

Дело N А19-10739/00-26-Ф02-222/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего: Елизовой Н.М.,

судей: Елфимовой Г.В., Борисова Г.Н.,

при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества “Иркутскнефтепродукт“ Клейн Н.Т. (дов. от 27.11.2000); представителей Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Иркутской области Судленковой Т.С. (дов. от 20.002.2001 N 18-14/57), Крюковой О.Н. (дов. от 20.11.2000 N 08-14/507),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Иркутскнефтепродукт“ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 декабря 2000 года по делу N
А19-10739/00-26 (суд первой инстанции: Копылова В.Ф.),

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области (далее УМНС РФ по Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу “Иркутскнефтепродукт“ (далее ОАО “Иркутскнефтепродукт“) о взыскании штрафа в размере 901 600 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации в налоговый орган.

Решением от 7 декабря 2000 года иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.

В кассационной жалобе ОАО “Иркутскнефтепродукт“ просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в иске.

По мнению заявителя кассационной жалобы, решение суда принято с нарушением требований закона, выразившимся в неправильном применении норм материального права.

Так, суд не учел, что в соответствии со статьями 27, 29 Налогового Кодекса Российской Федерации главный бухгалтер организации не является ни законным, ни уполномоченным представителем налогоплательщика.

Поскольку требование о добровольной уплате штрафа вручено ненадлежащему лицу, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пунктом 1 статьи 104 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Кроме того, ответчик не совершал вменяемого ему правонарушения.

Пункт 2 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность налогоплательщика за несвоевременное представление налоговой декларации в налоговый орган. В данном случае, ОАО “Иркутскнефтепродукт“ несвоевременно представило расчет налога на доход в виде дивидендов, полученных по акциям.

Поэтому ответчик является налоговым агентом, у которого на основании действующего законодательства отсутствует обязанность представлять налоговую декларацию по доходам на дивиденды.

В отзыве на кассационную жалобу Управление МНС РФ по Иркутской области просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при
рассмотрении дела судом первой инстанции, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 2 июня 1999 года общим собранием ОАО “Иркутскнефтепродукт“ принято решение о начислении и выплате дивидендов по акциям общества. Расчет налога на доход представлен в налоговый орган 30 марта 2000 года.

Управлением МНС РФ по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка представленного расчета налога на доход в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющего право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента за 1998 год.

Камеральной проверкой установлено, что ОАО “Иркутскнефтепродукт“ в нарушение пункта 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, пункта 6.2 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10 августа 1995 года N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“, несвоевременно представлен расчет налога на доход в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента за 1998 год.

Решением заместителя Управления МНС РФ по Иркутской области от 29 мая 2000 года N 24-07/12 ОАО “Иркутскнефтепродукт“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 901 600 рублей.

Требование о добровольной уплате штрафа не исполнено.

В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела.

Пунктом 3 статьи 9 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль“, пунктом 6.2 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации
N 37 от 10 августа 1995 года “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“, установлена обязанность организаций предоставлять в налоговые органы расчеты по налогам на доход от дивидендов в пятидневный срок со дня начисления доходов акционерам, учредителям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов (объявления Советом директоров промежуточного размера дивидендов или окончательного размера дивидендов, объявленного общим годовым собранием акционеров).

ОАО “Иркутскнефтепродукт“ допустило нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства.

Решение о размере дивидендов по итогам работы за 1998 год принято общим собранием 2 июня 1999 года, расчеты по налогу на доход представлены в налоговый орган 30 марта 2000 года.

Удовлетворяя исковые требования Управления МНС РФ по Иркутской области, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что статья 119 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность налогоплательщиков как налоговых агентов, так и юридических и физических лиц за несвоевременное предоставление налоговой декларации, к которой возможно отнести и расчет по налогам на доход в виде дивидендов.

Однако такое расширительное толкование нормы закона является ошибочным.

Ответственность по статье 119 Налогового Кодекса Российской Федерации применяется только в отношении налогоплательщиков, обязанных предоставлять в налоговый орган в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговую декларацию.

В рассматриваемом правоотношении ответчик налогоплательщиком не является, так как обязанность по уплате налога у него отсутствует, но имеется обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. В соответствии со статьей 24 Налогового Кодекса Российской Федерации такие лица признаются налоговыми агентами.

Специальная ответственность налогового агента за информирование налогового органа или просрочку информирования, законодательством о налогах и сборах не установлена. В
этом случае возможно применение ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Определение расчета по налогу на доход в виде дивидендов как налоговой декларации также не правомерен.

В соответствии со статьей 80 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной суммы налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Расчет по налогу на доход в виде дивидендов данный формулировке не соответствует, поскольку представляется не налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах решение Управления МНС РФ по Иркутской области о взыскании с ОАО “Иркутскнефтепродукт“ штрафа в размере 901 600 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации в налоговый орган, не соответствует закону.

Решение суда от 7 декабря 2000 года подлежит отмене.

Поскольку обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не имеется, в материалах дела имеются доказательства, позволяющие принять решение по спору, кассационная инстанция считает необходимым принять решение об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 7 декабря 2000 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10739/00-26 отменить.

Принять новое решение. В иске отказать.

Меры по приостановлению исполнения решения суда от 7 декабря 2000 года, принятые определением от 25 января 2001 года Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа, отменить.

Председательствующий

Н.М.ЕЛИЗОВА

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Г.Н.БОРИСОВ