Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.1999 N А69-225/99-6-Ф02-2255/99-С1 Поскольку судом по существу исковые требования истца и расчеты причитающихся сумм с ответчика не исследовались и не проверялись, решение суда подлежит отмене, так как принято оно по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 декабря 1999 г. Дело N А69-225/99-6-Ф02-2255/99-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Борисова Г.Н., Косачевой О.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на решение от 22 сентября 1999 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу А69-225/99-6 (суд первой инстанции: Каширина Н.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Тувинский республиканский фонд обязательного медицинского страхования (Тувинский фонд ОМС) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с иском о взыскании с Администрации Кызылского кожууна (района) 179108
рублей задолженности по платежам в фонд ОМС неработающего населения.

В заседании суда истец заявил ходатайство об изменении размера исковых требований и просил взыскать 954728 рублей 50 копеек задолженности по страховым взносам и 387781 рубля 62 копейки пени за просрочку платежа.

В соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворил заявленное ходатайство.

Решением суда в иске Тувинскому фонду ОМС к Администрации Кызылского кожууна о взыскании 954728 рублей 50 копеек долга и 387781 рублей 62 копейки пени за просрочку платежа отказано за необоснованностью.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе Тувинский фонд ОМС просит решение суда отменить и принять новое решение, так как принятое решение не соответствует действующему законодательству.

Тувинский республиканский фонд обязательного медицинского страхования считает, что взносы на обязательное медицинское страхование не являются налоговыми, но по обязательности приравнены к таковым в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и не носят договорного характера.

Фонды ОМС обладают двойственной природой: юридического лица, субъекта гражданского права; органа государственного управления, властного субъекта административного права.

Уплата страховых взносов в Фонды ОМС регулируется, по мнению истца, не нормами гражданского права, а нормами административного права, о чем указано в Положении о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1.

Отсюда неверной является ссылка суда на статью 957 Гражданского кодекса Российской Федерации. В договоре обязательного медицинского страхования отсутствует взаимность прав и обязанностей сторон друг перед другом, что исключает возможность отнесения данного договора к традиционным
договорам страхования, регулируемым статьей 957 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены, Тувинский фонд ОМС просит рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Судом установлено.

По договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан N 7586 от 01.11.1996, заключенному между сторонами, страховщик принимает на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным страхователем в списки застрахованных лиц, медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг с выдачей застрахованным медицинских полисов (п. 1 договора). В соответствии с пунктом 3 договора страхователь принимает на себя обязательство по осуществлению платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В пункте 4 договора стороны определили, что общая численность застрахованных составляет 850 человек.

В договоре стороны не определили срок и размер платежей.

Истец свои требования к ответчику обосновал тем, что согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 22.12.1995 N 731 определен среднегодовой норматив финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования, а постановлением Правительства Республики Тыва от 16.06.1998 N 366 установлена средняя величина платежа на страхование неработающих граждан на 1998 год в сумме 486 рублей 82 копейки.

В заседании суда стороны уточнили, что с момента подписания договора страхования оплата страховых взносов не производилась.

Суд, отказывая в иске, сослался на Закон Республики Тыва “О республиканском бюджете на 1997 год“, которым хотя и предусмотрено выделение на медицинское страхование
детей и инвалидов в республике 8000000 рублей, однако в бюджете района с 1996 года денежных средств на медицинское страхование неработающего населения предусмотрено не было и денежные средства не дотировались из республиканского бюджета.

Поскольку статьей 4 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ предусмотрено заключение между субъектами медицинского страхования договора, последний считается заключенным с момента уплаты страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.

Согласно статье 957 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии, первого ее взноса.

Статьи 2, 4 Закона “О медицинском страховании“ предусматривает договорное страхование.

Поскольку ответчик не уплатил первый страховой взнос истцу, договор страхования N 7586 от 01.11.1996 не вступил в законную силу.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что у ответчика не возникло обязательств по оплате страховых взносов в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кассационная коллегия считает решение суда не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене, поскольку судом неправильно дано толкование нормам материального права.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ страхователем для неработающих граждан является местная администрация.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Согласно Закону Республики Тыва
“О республиканском бюджете на 1997 год“ на медицинское страхование детей и инвалидов в республике предусмотрено 8000000 рублей.

Администрация Кызылского кожууна не предусмотрела в бюджете района указанных сумм, чем нарушила закон - Основы законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“.

В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по медицинскому страхованию.

Таким образом, вывод суда о том, что у администрации муниципального образования не были выделены и не запланированы средства на обязательное медицинское страхование, и она не произвела перечисление ни одного платежа и поэтому не несет обязательств перед Фондом обязательного медицинского страхования, не соответствует нормам материального права.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ медицинское страхование, в том числе обязательное является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Целью этого страхования является гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Кассационная коллегия считает, что страховые платежи подпадают под понятие налога, как обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, следовательно, не носят договорного характера.

Уплата страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования регулируется нормами административного права, что вытекает из Положения “О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования“, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1.

Уплата страховых взносов основана не на равенстве сторон, а
носит властный характер, эта обязанность является публично - правовой и возникает у страхователя независимо от заключения им договора обязательного медицинского страхования, размер страховых взносов должен определяться не соглашением сторон по договору, а решением, сформулированным в “Порядке исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации“, утвержденным Минфином Российской Федерации, Минздравом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 06.11.1997, и федеральными законами, устанавливающими размер тарифа страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования для всех категорий плательщиков, включая и органы исполнительной власти.

Ответственность за полное и своевременное перечисление платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования возложена на органы исполнительной власти на местах.

Поскольку судом по существу исковые требования истца и расчеты причитающихся сумм с ответчика не исследовались и не проверялись, а также в связи с тем, что судом не дана оценка договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 01.11.1996 N 7586 по сроку и периоду его действия, в пункте 3 которого указано, что договор вступает в силу с момента его подписания на срок до 31.12.1996, а также в связи с неправильным применением и толкованием закона, решение суда подлежит отмене, так как принято оно по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 сентября 1999 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу А69-225/99-6 отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

О.И.КОСАЧЕВА