Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.11.1999 N А19-5489/99-30-Ф02-1975/99-С1 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании санкций, поскольку налоговым органом пропущен срок для взыскания указанных санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 ноября 1999 г. Дело N А19-5489/99-30-Ф02-1975/99-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Першутова А.Г.,

судей: Борисова Г.Н., Косачевой О.И.,

при участии в заседании: представителей Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области Загвоздина В.Д. (доверенность от 17.11.1999 N 08-14/653) и Государственного унитарного предприятия “Восточно - Сибирская железная дорога“ Ефремовой Е.Н. (доверенность от 05.01.1999 N 320/5),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области на решение от 28 июня 1999 года
и постановление апелляционной инстанции от 30 августа 1999 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5489/99-30 (суд первой инстанции: Верзаков Е.И., суд апелляционной инстанции: Кулаков Г.Ф., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Государственная налоговая инспекция по Иркутской области (в настоящее время - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области (Управление) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Государственному унитарному предприятию “Восточно - Сибирская железная дорога“ (ГУП “ВСЖД“) о взыскании налоговых санкций в размере 390785 рублей.

Решением арбитражного суда от 28 июня 1999 года в иске отказано в связи с пропуском срока давности взыскания налоговых санкций.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 августа 1999 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 28 июня 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 30 августа 1999 года Арбитражного суда Иркутской области по настоящему делу отменить и взыскать с ГУП “ВСЖД“ налоговые санкции в сумме 390785 рублей.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ положения части первой Кодекса применяются к отношениям, возникшим после введения ее в действие, а при рассмотрении споров по налоговым периодам до 01.01.1999 следует исходить из прежних норм соответствующих законов.

Кроме того, судом не исследовался факт направления материалов документальной проверки ГУП “ВСЖД“ в Управление федеральной службы налоговой полиции по Иркутской области (УФСНП РФ
по Иркутской области) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Материалы для проверки в налоговую полицию были направлены 02.04.1999. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено следователем следственного отдела УФСНП РФ по Иркутской области 29.04.1999 и сообщено в Управление 30.04.1999. На основании этого и в соответствии с пунктом 2 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению Управления, в случае отказа в возбуждении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения, срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Исковое заявление Управлением было направлено в арбитражный суд 24.05.1999, то есть в течение месяца с момента получения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому, по мнению Управления, оно не нарушило срок для обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу ГУП “ВСЖД“ указывает, что ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции истец не заявлял о том, что материалы проверки по настоящему делу направлялись в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и соответствующие доказательства этого истцом не представлялись.

Кроме того, по мнению ответчика, направление материалов документальной проверки в органы налоговой полиции в отношении должностного лица организации не влияет на продление сроков, предусмотренных статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению ГУП “ВСЖД“, исчисление срока давности с момента получения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела распространяется только на применение штрафных санкций к физическим лицам.

Согласно пункту 3
статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации физическое лицо может привлекаться к ответственности за совершение налогового правонарушения, только если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Совершение преступления должностным лицом, виновным в совершении налогового правонарушения организацией, не препятствует обращению налоговых органов в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон в судебном заседании кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Арбитражный суд Иркутской области, отказывая Управлению в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика налоговых санкций, исходил из того, что согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкций не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Сводный акт документальной проверки ГУП “ВСЖД“ за N 01-07-20 был составлен 30.04.1998.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации был введен в действие с 01.01.1999, то и установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для правоотношений, возникших до 01.01.1999, начинает течь с 01.01.1999 и заканчивается 31.03.1999. Управление обратилось в арбитражный суд с иском 24.05.1999, то есть с пропуском срока давности взыскания налоговых санкций.

Суд кассационной инстанции считает не основанным на законе довод заявителя кассационной жалобы о том, что требования пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации не могут распространяться на правоотношения, возникшие до 01.01.1999, по
следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, если иное не предусмотрено статьей 5 части первой Кодекса.

Иное предусмотрено статьей 5 части первой Кодекса. Пунктом 3 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Установление трехмесячного срока давности взыскания налоговых санкций является дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, поэтому эта правовая норма имеет обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.1999.

Правоотношения, связанные с реализацией права налоговых органов на обращение в суд с иском о взыскании санкций, носят длящийся характер, то есть возникают с момента обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта и прекращаются в момент обращения налогового органа в суд с соответствующим иском.

Поскольку данное правоотношение не прекратилось до 01.01.1999, а продолжало существовать и после этой даты, то начало трехмесячного срока должно исчисляться с 01.01.1999.

Суд кассационной инстанции считает не основанным на законе и довод заявителя кассационной жалобы о том, что, поскольку материалы проверки были направлены в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, то в соответствии с пунктом 2 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок подачи искового заявления исчисляется со дня
получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что исчисление срока давности взыскания налоговых санкций с момента получения постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела распространяется только на физических лиц. Такой вывод основывается на том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации именно физическое лицо может привлекаться к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации за деяние только тогда, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Другими словами, в случае совершения физическим лицом налогового правонарушения необходимо в первую очередь проверить наличие в его действиях состава налогового преступления, и только при его отсутствии может быть решен вопрос о привлечении физического лица к административной ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.

Это положение основано на требовании, содержащимся в пункте 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения, а налоговая ответственность физического лица может быть как уголовной, так и административной.

В отношении юридических лиц данное правило не действует, поскольку уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, и объективных препятствий для одновременного привлечения юридического лица к административной ответственности, а его должностных лиц - к уголовной, не имеется. Это положение соответствует и пункту 4 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или
иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 июня 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 30 августа 1999 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5489/99-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г.ПЕРШУТОВ

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

О.И.КОСАЧЕВА