Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.1998 N А58-820/97-Ф02-214/98-С2 Суд, проверив полномочия представителей сторон по заключению мирового соглашения, соответствие его условий требованиям закона и иных правовых актов, обоснованно пришел к выводу о его законности, в связи с чем утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 марта 1998 г. Дело N А58-820/97-Ф02-214/98-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Герасимовой О.Л., Нестеровой Л.П.,

при участии в заседании: представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Якутска от 03.02.1998 N 01-01 на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1997 года об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу и кассационную жалобу Администрации г. Якутска N 376 от 09.01.1998 на определение апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30
декабря 1997 года о возвращении апелляционной жалобы по делу N А58-820/97, суд первой инстанции: Мирошниченко Л.И., суд апелляционной инстанции: Ворошилова Л.В.,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальное частное предприятие (ИЧП) “Мамонт“ обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Администрации г. Якутска о взыскании 8797330687 рублей, составляющих сумму убытков, причиненных противоправными действиями Администрации г. Якутска.

В процессе судебного разбирательства 05.11.1997 стороны заключили мировое соглашение по спору, согласно которому Администрация г. Якутска перечисляет на расчетный счет ИЧП “Мамонт“ 5000000000 рублей, а ИЧП “Мамонт“ отказывается от исковых требований в сумме 2542689180 рублей.

Определением от 3 декабря 1997 года данное мировое соглашение утверждено, производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 7 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация г. Якутска направила апелляционную жалобу N 477 от 30.12.1997 на определение от 3 декабря 1997 года.

Апелляционная жалоба определением от 30 декабря 1997 года возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением доказательств оплаты государственной пошлины и отсутствием ходатайства о предоставлении отсрочки в уплате госпошлины.

Администрация г. Якутска, не согласившись с определением от 30 декабря 1997 года по делу N А58-820/97 обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой от 09.01.1998 N 376, которая была принята к производству определением от 26 февраля 1998 года.

Впоследствии в адрес Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Администрацией г. Якутска направлена кассационная жалоба N 01-01 от 03.02.1998 на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1997 года об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу, которая также была принята к производству.

Федеральным арбитражным
судом Восточно-Сибирского округа было предложено Администрации г. Якутска уточнить предмет кассационного обжалования.

Однако, ко дню рассмотрения кассационной жалобы Администрация г. Якутска не представила отказа от первоначально поданной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает необходимым рассмотреть кассационную жалобу Администрации г. Якутска на определение от 30 декабря 1997 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-820/97 о возвращении апелляционной жалобы.

По мнению Администрации г. Якутска, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) необоснованно возвратил апелляционную жалобу по причине неуплаты госпошлины. Согласно статье 1 Закона РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР“ от 10.10.1991, статье 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, подпункту 1 пункта 3 статьи 5 Федерального закона “О государственной пошлине“ от 31.12.1995 N 226-ФЗ органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, если они обращаются в защиту государственных или общественных интересов.

Администрация г. Якутска считает, что поскольку жалоба была подана в защиту бюджета г. Якутска, т.е. в защиту государственных интересов, она не подлежит оплате госпошлиной.

ИЧП “Мамонт“ в отзыве на кассационную жалобу, в дополнении к отзыву на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.

По мнению ИЧП “Мамонт“, Администрация г. Якутска выступает в арбитражном судопроизводстве как участник спорного правоотношения в защиту своих интересов.

Подписание Администрацией г. Якутска мирового соглашения обусловлено свободным выражением ее воли и было направлено на возмещение вреда, причиненного действиями Администрации правам и законным интересам ИЧП “Мамонт“.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм процессуального права Арбитражным судом
Республики Саха (Якутия) при вынесении определения от 30 декабря 1997 года о возвращении апелляционной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы Администрации г. Якутска.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 5 Федерального закона “О государственной пошлине“ от 31.12.1995 N 226-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом в защиту государственных и общественных интересов.

Как следует из материалов дела, ИЧП “Мамонт“ указало в качестве основания исковых требований издание Администрацией г. Якутска актов, исполнение которых повлекло причинение ему убытков.

Субъектами спорного правоотношения с одной стороны является индивидуальное частное предприятие “Мамонт“, с другой - орган местного самоуправления - Администрация г. Якутска; содержанием правоотношения являются права и обязанности, обусловленные причинением вреда действиями Администрацией г. Якутска.

Требования о возмещении убытков, причиненных государственным органом или органом местного самоуправления являются гражданско-правовыми, хотя их основанием служат действия (бездействие) в сфере управления.

Таким образом, Администрация г. Якутска, подавала апелляционную жалобу как субъект гражданско-правовой ответственности, а не как орган местного самоуправления, выступающий в специально установленных законом случаях в защиту государственных или общественных интересов.

Возвращая апелляционную жалобу заявителю, арбитражный суд правомерно применил норму пункта 3 части 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно полагая, что заявитель апелляционной жалобы по данному спору не подпадает под действие подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Федерального закона “О государственной пошлине“ в части освобождения его от уплаты государственной пошлины и при этом не заявил ходатайство об отсрочке в ее уплате.

По результатам рассмотрения
кассационной жалобы N 376 от 09.01.1998 на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 1997 года по делу N А58-820/97 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что данный судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Вместе с тем, в производстве Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа имеется кассационная жалоба N 01-01 от 03.02.1998 на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1997 года об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.

В связи с обоснованностью возврата апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1997 года Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что проверка кассационной инстанцией законности и обоснованности данного судебного акта возможна на основании жалобы N 01-01 от 03.02.1998.

Как следует из содержания кассационной жалобы, Администрация года Якутска считает, что при вынесении определения от 3 декабря 1997 года об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу N А58-820/97 Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) нарушены нормы процессуального права: пункт 4 статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При вынесении определения об утверждении мирового соглашения суд нарушил права и законные интересы других лиц, в частности, финансового комитета Администрации г. Якутска, привлеченного судом в качестве второго ответчика.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд не имел права утверждать мировое соглашение о распоряжении бюджетными средствами от имени исполнительного органа местного самоуправления. Дополнительное расходование бюджетных средств вправе произвести только представительный орган муниципального образования г. Якутска путем увеличения расходной части бюджета с указанием источника исполнения бюджета либо путем перераспределения средств бюджета между статьями бюджетной классификации.

Администрация
г. Якутска указала также на то, что согласно статье 29 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ какие-либо сделки с бюджетными средствами запрещены.

ИЧП “Мамонт“ в отзыве на кассационную жалобу от 03.02.1998 N 01-01 доводы последней отклонило как необоснованные.

ИЧП “Мамонт“ указало, что мировое соглашение подписано со стороны Администрации г. Якутска уполномоченным лицом, и его содержание не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим вопросы ответственности вследствие причинения вреда государственными органами и органами местного самоуправления.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы N 01-01 от 03.02.1998 на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно части 3, 4 статьи 37, статье 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут окончить дело мировым соглашением в любой инстанции. Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если это противоречит законам и иным нормативным актам или нарушает права и законные интересы других лиц.

Достижение сторонами мирового соглашения оформляется ими письменно и утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, в котором указывается о прекращении производства по делу.

Как следует из материалов дела, в результате издания Администрацией г. Якутска ряда актов, признанных впоследствии судебными решениями недействительными, истцу ИЧП “Мамонт“ причинен вред, за возмещением которого он обратился с иском к Администрации.

05.11.1997 представитель ИЧП “Мамонт“ Акулов А.К. (доверенность от 18.09.1996 л.д. 67) и представитель Администрации г. Якутска Еникеев Р.А. (доверенность от 03.11.1997 N 4-Г л.д. 116 т. 4, доверенность от 03.07.1997 N 443-01-ГА л.д. 87 т. 4) подписали мировое соглашение по иску
ИЧП “Мамонт“ к Администрации г. Якутска.

Предметом данного соглашения установлена обязанность Администрации г. Якутска по возмещению прямых убытков и упущенной выгоды на сумму 5000000000 рублей, уплате госпошлины и производству отводов и заключению договоров аренды 10 земельных участков, а также - обязанность ИЧП “Мамонт“ в части отказа от иска на сумму 3884493112 рублей. Суммы указаны в старых масштабах цен.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), признав условия мирового соглашения соответствующими требованиям закона, утвердил его и прекратил производство по делу на основании пункта 7 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности мирового соглашения от 05.11.1997.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет средств соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Вместе с тем, нормы статьи 1071, пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают на основании нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов возложение обязанности выступать от имени казны не только финансовые, но и иные органы.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона Республики Саха (Якутия) “Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в Республике Саха (Якутия)“ ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в результате применения противоречащих законодательству решений и правовых актов главы, органов и должностных лиц улусной, городской администрации, а также - совершения ими неправомерных
действий, возмещается в полном объеме за счет собственных средств администрации.

Администрация г. Якутска в соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) “Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в Республике Саха (Якутия)“ является исполнительным и распорядительным органом государственной власти в Республике Саха (Якутия).

Учитывая требования указанных выше правовых норм, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы в части нарушения прав и законных интересов финансового комитета Администрации г. Якутска в результате утверждения мирового соглашения, а также отклоняет и доводы относительно непривлечения финансового комитета Администрации при заключении мирового соглашения, являвшегося вторым ответчиком по делу.

Финансовый комитет Администрации г. Якутска, привлеченный арбитражным судом в качестве ответчика в силу прямого указания закона (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации), является органом, осуществляющим оперативное управление городским бюджетом.

Финансовый комитет наряду с другими структурными подразделениями входит в состав городской администрации и призван осуществлять исполнительные и распорядительные функции в конкретной сфере, т.е. в сфере формирования и исполнения бюджета.

Таким образом, подписание мирового соглашения субъектом спорного правоотношения - Администрацией г. Якутска в лице ее представителя без участия финансового комитета является достаточным условием возникновения правовых последствий для сторон в спорном правоотношении.

Реализация процессуальных полномочий Администрации г. Якутска по заключению мирового соглашения поглощает процессуальные полномочия второго ответчика - финансового комитета как органа, являющегося подразделением Администрации г. Якутска.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), проверив полномочия представителей сторон по заключению мирового соглашения, соответствие его условий требованиям закона и иных правовых актов, обоснованно пришел к выводу о его законности, в связи с чем утвердил мировое соглашение от 05.11.1997 и прекратил производство по делу.

В связи с изложенным Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований к отмене определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1997 года.

Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины следует разрешить следующим образом.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 4 Федерального закона “О государственной пошлине“ оплатой госпошлиной подлежат кассационные жалобы на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения в размере 50% от размера государственной пошлины, исчисленной из оспариваемой суммы.

Размер госпошлины по кассационной жалобе исчисленный от обжалуемой суммы мирового соглашения 7598275833 рублей (7542689180 рублей + 55586653 рублей) составляет 24795 рублей 69 копеек (в новых масштабах цен).

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа руководствуясь пунктом 3 статьи 5 Федерального закона “О государственной пошлине“ считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с Администрации г. Якутска до 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

- определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1997 года по делу N А58-820/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения;

- определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 1997 года по делу N А58-820/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения;

- взыскать со счета Администрации г. Якутска в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 рублей (в новых масштабах цен).

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

О.Л.ГЕРАСИМОВА

Л.П.НЕСТЕРОВА