Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.1997 N А74-260/97-С2-Ф02-534/97-С1 Судебные акты отменены, производство по делу прекращено, так как спор не носит экономический характер, напрямую не вытекает из земельных отношений, а возник относительно разграничения компетенции территориального органа федеральной исполнительной власти и органа местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 июля 1997 г. Дело N А74-260/97-С2-Ф02-534/97-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Мироновой И.П., Шептуновой В.П.,

при участии в заседании: от Госкомитета по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия - Майнагашева Г.И. - представителя (доверенность от 25.06.1997 N 189), от администрации г. Абакана - Ерофеенко В.Г. (доверенность от 18.02.1997 N 97),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия от 23.05.1997 N 169 на решение от 6 марта 1997 года и постановление апелляционной инстанции от 29
апреля 1997 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-260/97-С2 (суд первой инстанции: Шабанова И.В., Сиунова Н.Н., Тутаркова И.В.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Конкина И.И., Мурачева Л.Т.),

УСТАНОВИЛ:

Государственный комитет по землеустройству и земельным ресурсам Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к администрации города Абакана о признании частично недействительным постановления администрации города от 01.08.1995 N 429 “Об утверждении Положений о департаментах, управлениях, отделах администрации города“.

Истец также в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об увеличении размера исковых требований за счет признания недействительным постановления администрации г. Абакана от 27.02.1997 N 152 “Об организации Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Абакана“.

Третьим лицом на стороне ответчика привлечен Департамент градостроительства, архитектуры, землеустройства и экологии администрации г. Абакана.

Решением от 06.03.1997 по делу N А74-260/97 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.04.1997 решение по делу оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия ставит вопрос о проверке законности судебных актов по делу в связи с неправильным применением судом норм материального права.

По мнению заявителя, суд неправильно применил Закон Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статью 71 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, не применил статьи 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 108, 111 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.12.1993 N 2130, пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 1262, постановление Совета Министров Российской Федерации от 28.12.1993
N 1362 “О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации“.

Как указывается в кассационной жалобе, в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, однако в настоящее время ни одним законодательным актом Российской Федерации и Республики Хакасия эти полномочия (в том числе в области земельных отношений) не передавались органу местного самоуправления.

В отзывах на кассационную жалобу администрация г. Абакана и Департамент градостроительства просят оставить судебные акты без изменения в связи с их законностью.

Представитель Госкомитета по земельным ресурсам и землеустройству поддержал в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель администрации г. Абакана возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

В заседании суда объявлялся перерыв с 12-30 ч 2 июля 1997 года до 16-00 ч 2 июля 1997 года.

Дело рассматривается в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением от 06.03.1997 и постановлением апелляционной инстанции от 29.04.1997 Арбитражного суда Республики Хакасия требования истца о признании недействительными актов органа местного самоуправления - администрации г. Абакана рассмотрены по существу. При этом суд, отказывая в иске, исходил из того, что Госкомитетом по землеустройству и земельным ресурсам Республики Хакасия оспаривается наделение администрацией города своих структурных подразделений рядом полномочий в области регулирования земельных отношений. Суд учел, что в соответствии с законодательством о местном самоуправлении городская администрация уполномочена исполнять те функции, против которых возражает истец.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права Арбитражным судом Республики Хакасия по делу N А74-260/97-С2, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду.

Указанное усматривается из
следующего.

Предметом постановлений администрации г. Абакана N 429 и N 152 являлось наделение Департамента по градостроительству администрации города, а затем и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (созданного в составе Департамента) следующими полномочиями в области регулирования земельных отношений:

- регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование земельными участками и договоров аренды;

- организация ведения земельного кадастра;

- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

- организация проведения работ по землеустройству, дача заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории города.

Истцом по делу является Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия, входящий во взаимосвязанную структуру органов, осуществляющих государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов и находящийся в подчинении центрального органа федеральной исполнительной власти - Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Истец считает, что предметом оспариваемых по делу постановлений являются вопросы разграничения функций и задач Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, с одной стороны, и органа местного самоуправления (администрации г. Абакана), с другой стороны.

В свою очередь, администрация г. Абакана со ссылкой на Закон Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ настаивает на том, что действовала в пределах полномочий, предоставленных ей указанными Законами.

В силу статей 1, 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд является судом по разрешению экономических споров, то есть споров, связанных с предпринимательской деятельностью, а также споров между юридическими лицами (предпринимателями) и государственными органами в случаях, когда юридическое лицо (предприниматель) считает, что его права и
интересы нарушены актами государственных органов, органов местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что настоящий спор не носит экономический характер, напрямую не вытекает из земельных отношений (стороны по делу в земельные отношения не вступают), а возник относительно разграничения компетенции территориального органа федеральной исполнительной власти и органа местного самоуправления.

Поскольку такие споры являются компетенцией судов общей юрисдикции, то производство по делу подлежало прекращению по пункту 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде).

С учетом изложенного судебные акты по делу N А74-260/97-С2 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Государственная пошлина по делу возврату из федерального бюджета не подлежит, так как не уплачивалась на всех стадиях судебного разбирательства.

Руководствуясь статьями 85(1), 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.03.1997 по делу N А74-260/97-С2 и постановление апелляционной инстанции от 29.04.1997 Арбитражного суда Республики Хакасия отменить.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

И.П.МИРОНОВА

В.П.ШЕПТУНОВА