Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.12.1995 N 4/13 Судебные акты о признании недействительным решения налогового органа о взыскании финансовых санкций за занижение налога на прибыль изменены в части взыскания штрафа за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, поскольку ответчик неверно квалифицировал основания для наложения штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 декабря 1995 г. Дело N 4/13

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Билобрам З.В., Елфимовой Г.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя Забайкальской железной дороги - Бородина Е.Г. (доверенность N 39-6), представители Государственной налоговой инспекции по г. Чите не присутствовали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Забайкальской железной дороги от 23 октября 1995 года на решение Читинского областного арбитражного суда от 14 августа 1995 года и постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 1995 года по делу N 10-У (суд первой инстанции: Кутукова Л.П., Лешукова
Т.О., Некрасов С.Ю.; суд апелляционной инстанции: Миронова В.И., Виноградская Н.Ф., Стремецкая Т.Ф.),

УСТАНОВИЛ:

Управление Забайкальской железной дороги предъявило иск о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по г. Чите от 15.08.1995 N 32-01-45.

Судом первой инстанции решение Государственной налоговой инспекции по г. Чите от 15.05.1995 N 32-01-45 признано недействительным частично.

Апелляционной инстанцией решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Забайкальская железная дорога просит решение Читинского областного арбитражного суда от 14.08.1995 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.1995 отменить, признать недействительным решение Государственной налоговой инспекции по г. Чите от 15.06.1995 N 32-01-45.

В обоснование своих требований истец указывает на нарушение норм процессуального и материального права первой инстанцией и апелляционной инстанцией.

По мнению Забайкальской железной дороги, суд в нарушение ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении вопроса о недействительности решения налогового органа внес в это решение изменения.

Истец считает, что выводы суда о неправомерности отнесения затрат по содержанию отдела учебных заведений Управления Забайкальской железной дороги на себестоимость продукции, услуг противоречит п. 2 подпункту 5 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Расходы на содержание сотрудников милиции судом отнесены на прибыль, что противоречит п. 3 “Особенностей состава затрат по производству продукции, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий эксплуатационной деятельности железных дорог Российской Федерации“ от 31.03.1993.

Государственная налоговая инспекция по г. Чите в отзыве на кассационную жалобу указала, что судом вынесено решение в пределах его компетенции и в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Кассационная жалоба рассматривается в
порядке ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С 29.11.1995 по 04.12.1995 объявлялся перерыв.

В судебном заседании 04.12.1995 представители сторон участия не принимали.

Из материалов дела следует.

По результатам проверки деятельности Забайкальской железной дороги за 1993 г. Государственной налоговой инспекцией по г. Чите составлен акт проверки достоверности отчетных данных за 1993 г. Забайкальской железной дороги от 09.05.1995 N 32-01-45.

На основании этого акта Государственной налоговой инспекцией по г. Чите вынесено решение N 32-01-45 о принятии финансовых санкций за занижение налогооблагаемой прибыли, занижение налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной в размере 16591039,9 тыс. руб.

Читинским областным арбитражным судом решение Государственной налоговой инспекции по г. Чите признано недействительным в части применения санкций за занижение налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, одновременно с этим арбитражный суд внес изменения в оспариваемое решение, указывая новые размеры заниженного налога с суммы превышения расходов на оплату труда, штрафа в размере заниженного налога, штрафа в размере 10%.

При рассмотрении исковых требований о признании недействительным решения налогового органа предметом оценки суда на соответствие требованиям действующего законодательства является решение налогового органа и акт проверки, отражающий налоговые нарушения и являющийся основанием для вынесения решения о наложении финансовых санкций.

Сведения, содержащиеся в акте и не соответствующие фактическим обстоятельствам, не могут быть признаны надлежащим доказательством имевшего место налогового правонарушения.

Как видно из материалов дела, судом исследованы документы, свидетельствующие о необоснованности выводов налоговой инспекции, производившей проверку железной дороги, в части суммы превышения расходов на оплату труда против нормируемой величины.

В акте проверки неверно отражен размер фонда оплаты труда
работникам основной деятельности, подлежащего включению в себестоимость продукции, что повлекло за собой завышение суммы превышения расходов на оплату труда против нормируемой величины.

Таким образом, основанием для вынесения решения о применении финансовых санкций явилась недостоверная фактическая информация о нормируемой величине расходов на оплату труда, в связи с чем решение налоговой инспекции в части установления заниженного налога с суммы превышения расходов на оплату труда против нормируемой величины и соответственно в части взыскания штрафов, подлежит признанию недействительным.

Вывод суда об изменении решения Государственной налоговой инспекции по г. Чите от 15.01.1995 в части взыскания в иных размерах заниженного налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, штрафа в размере заниженного налога, штрафа в размере 10% за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка не может быть признан обоснованным и соответствующим ст.ст. 22, 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение в этой части подлежит признанию недействительным, поскольку размер заниженного налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной установлен с нарушением ст. 2 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций, Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Требования Забайкальской железной дороги о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по г. Чите от 15.05.1995 в части взыскания суммы заниженной налогооблагаемой прибыли, штрафа в трехкратном размере заниженной налогооблагаемой прибыли, штрафа в однократном размере за период с 01.10.1993 по 31.12.1993, штрафа в размере 10% за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка от
суммы заниженного налога на прибыль оставлены Читинским арбитражным судом без удовлетворения как необоснованно заявленные.

Истцом в кассационной жалобе указывается, что железной дорогой правомерно отнесены на себестоимость затраты, связанные с содержанием сотрудников милиции в части выплаты им материальной помощи, а также расходов на содержание отдела учебных заведений.

Заявитель ссылается на Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (подпункт “и“ п. 2), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 661.

В соответствии с подпунктом “и“ п. 2 указанного Положения, по мнению Забайкальской железной дороги, отнесение расходов по отделу учебных заведений, как аппарату управления, должно производиться на себестоимость продукции, услуг.

Данный довод не может быть признан обоснованным, поскольку указанный порядок отнесения расходов на себестоимость по отделу учебных заведений не может быть применен ранее 01.01.1995. Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия производилась за 1993 г.

В обоснование второго довода Забайкальская железная дорога ссылается на “Особенности состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий эксплуатационной деятельности железных дорог Российской Федерации“, предусматривающие отнесение расходов на содержание дополнительной численности милиции для охраны общественного порядка в поездах и на вокзалах на себестоимость продукции, услуг.

Исследуя данный довод, арбитражный суд, апелляционная инстанция правомерно руководствовались актом общего действия - Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства от 05.08.1992.

Пунктом 7 Положения в затраты на оплату труда,
подлежащие отнесению на себестоимость, материальная помощь не включается.

Указанное ограничение подлежит применению и в отношении работников милиции, осуществляющих охрану общественного порядка в поездах и на вокзалах в соответствии с заключенными Забайкальской железной дорогой и УВД на транспорте договорами.

В связи с изложенным кассационная инстанция считает, что арбитражным судом правомерно признаны необоснованными требования железной дороги в части признания недействительным решения налоговой инспекции о взыскании финансовых санкций в размере суммы заниженной налогооблагаемой прибыли - 4835410,4 тыс. руб., штрафа в трехкратном размере заниженной налогооблагаемой прибыли - 3652078,5 тыс. руб., штрафа в однократном размере заниженной налогооблагаемой прибыли - 3618050 тыс. руб.

Решение Государственной налоговой инспекции по г. Чите в части применения финансовых санкций в виде штрафа в размере 10% за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка от суммы заниженного налога на прибыль в сумме 154733,1 тыс. руб., а также в виде штрафа в размере 10% за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка от суммы заниженного налога не соответствует подпункту “б“ п. 1 ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, предусматривающему иную квалификацию оснований для наложения штрафа, а именно: отсутствие учета объектов налогообложения и ведение объектов налогообложения с нарушением установленного порядка.

Законодатель связывает наложение штрафа не за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка в целом, а за определенные нарушения.

Основание, указанное в решении, данной нормой не предусмотрено, поэтому подлежит признанию недействительным как не соответствующее законодательству.

Апелляционной инстанцией решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

При таких обстоятельствах решение Читинского областного арбитражного суда от 14.08.1995 и постановление апелляционной инстанции подлежит изменению.

Расходы по оплате госпошлины апелляционной и кассационной
жалобы следует возместить за счет Государственной налоговой инспекции по г. Чите частично с учетом удовлетворенных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.4 Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Читинского областного арбитражного суда от 14.08.1995 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.1995 изменить. Признать недействительным п. 1 решения Государственной налоговой инспекции по г. Чите от 15.01.1995 N 32-01-45 в части взыскания финансовых санкций:

- 2062270 тыс. руб. - заниженный налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной;

- 2062270 тыс. руб. - штраф в размере заниженного налога;

- 206227 тыс. руб. - штраф в размере 10% за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка от суммы заниженного налога;

- 154733,1 тыс. руб. - штраф в размере 10% за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка от суммы заниженного налога на прибыль.

Взыскать с Государственной налоговой инспекции по г. Чите в пользу Управления Забайкальской железной дороги расходы по уплате госпошлины в размере 437000 руб.

Возвратить Управлению Забайкальской железной дороги излишне уплаченную госпошлину в размере 226000 руб.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

З.В.БИЛОБРАМ

Г.В.ЕЛФИМОВА