Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2004 N А56-11430/04 Отказывая Центральному банку РФ в удовлетворении требования о признании недействительным решения ИМНС в части доначисления целевого сбора на благоустройство территории муниципального образования, связанного с занижением банком среднесписочной численности основных работников, суд указал, что среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы данной организации в квартале и деления полученной суммы на три.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2004 года Дело N А56-11430/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от Центрального банка в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области Лойт Э.Х. (доверенность от 13.05.04 N 10-29/2992) и Чекмак А.Г. (доверенность от 19.01.04 N 10-29/283), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области Веприцкой Е.И. (доверенность от 06.10.04 N 01-09/11885), Савостиной Е.А. (доверенность от 01.06.04 N 01/7260), рассмотрев 22.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления
Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области на решение от 12.07.04 (судья Жбанов В.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 21.09.04 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Исаева И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11430/04,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области (далее - банк) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 28.01.04 N 13/9-Р о привлечении банка к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требований от 06.02.04 N 34906 об уплате 1510514 руб. налогов и N 305 об уплате 987971 руб. штрафов.

Решением суда от 12.07.04 заявленные банком требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным в части:

- доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пеней по НДС и штрафа за налоговые периоды 2001 года;

- начисления пеней по НДС за налоговые периоды 2002 года;

- привлечения банка к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пунктом 2 статьи 119 НК РФ;

- признано недействительным требование N 34906 в части:

- доначисления НДС и пеней по НДС за налоговые периоды 2001 года;

- начисления пеней по НДС за налоговые периоды 2002 года;

- признано недействительным требование N 305 об уплате 987971 руб. штрафа.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.09.04 решение суда первой инстанции изменено. Резолютивная часть дополнена словами: “В остальной части требований заявителю отказать“.

В кассационной жалобе банк просит
изменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования полностью. По мнению подателя жалобы, банк не являлся налогоплательщиком в проверяемый период. Кроме того, расчет среднесписочной численности работников для определения налогооблагаемой базы по сбору на благоустройство территории Муниципального образования “Лужский район“ был произведен инспекцией без учета требований пункта 5.1 Инструкции N 121 по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 07.12.98.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку банка в части его структурного подразделения - пансионата с лечением “Зеленый бор“ Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. Результаты проверки отражены в акте от 26.12.03 N 13/450-А, на основании которого принято решение от 28.01.04 N 13/9-Р о привлечении налогоплательщика к ответственности. В адрес налогоплательщика направлены требования от 06.02.04 N 34906 об уплате 1510514 руб. недоимок по налогам, сборам и пеням и N 305 о взыскании 987971 руб. штрафа.

В ходе налоговой проверки установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в частности: занижение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость в 2000 году, по налогу на пользователей автомобильных дорог в 2000, 2001 годах, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в 2000 году, неполная уплата сбора на благоустройство территории Муниципального
образования “Лужский район“ в 2000, 2001, 2002 годах, сбора на нужды образовательных учреждений в 2000, 2001 годах. Налоговый орган доначислил банку суммы неуплаченных налогов и сборов, а также соответствующие пени. Причинами неуплаты налогов и сборов явилось занижение банком среднесписочной численности основных работников в расчете целевого сбора на благоустройство территории муниципального образования “Лужский район“, а также то обстоятельство, что банк считал себя неплательщиком налогов и сборов до 01.01.02.

Банк не согласился с решением и требованиями налогового органа и обжаловал их в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в признании недействительным ненормативного акта налогового органа в вышеназванной части, правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 N 147 “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон N 147) с 01.01.99 введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых названным Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им
недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации банк обязан был встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения - пансионата с лечением “Зеленый Бор“.

Статья 9 Закона N 147 устанавливает, что филиалы и представительства российских юридических лиц, являвшиеся до 1 января 1999 года налогоплательщиками по отдельным налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, самостоятельно представляют необходимую отчетность в налоговые органы и уплачивают налоги, сборы, пени и штрафы, подлежащие уплате на 1 января 1999 года.

Если по состоянию на 1 января 1999 года у филиалов и представительств российских юридических лиц имеются неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то эти обязанности с 1 января 1999 года переходят к юридическим лицам, создавшим эти филиалы и представительства.

Согласно Федеральному закону от 02.12.90 N 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ Банк России освобожден от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах, а именно:

- в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество предприятий;

- в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 02.04.93 N 4737-1 “О сборе за использование
наименований “Россия“, “Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний“ Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками сбора за использование указанных наименований;

- в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.97 N 120-ФЗ “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте“ Центральный банк Российской Федерации не является плательщиком указанного налога.

Таким образом, Центральный банк Российской Федерации освобожден от уплаты только трех видов налогов, освобождение от уплаты других видов налоговых платежей законодательством не предусмотрено.

Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что банк с 01.01.99 является налогоплательщиком федеральных, региональных и местных налогов, обязанным их уплачивать в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и соответствующими законами, регулирующими порядок взимания конкретных видов налога.

В соответствии с Положением “О целевом сборе на благоустройство территории Муниципального образования (далее - МО) “Лужский район“, утвержденным решением районного собрания депутатов МО “Лужский район“ от 10.01.01 N 12, налоговым периодом по сбору на благоустройство территорий является квартал. Определение среднесписочной численности работающих производится в соответствии с “Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения“, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по статистике N 121 от 07.12.1998 (далее - Инструкция).

Согласно пункту 5.6 указанной Инструкции среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.

Ссылка банка на пункт 5.7 этой же Инструкции неправомерна, поскольку этот пункт применяется при исчислении среднесписочной численности за период с начала года по отчетный
месяц, а не за квартал.

При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о правомерном применении налоговым органом расчета среднесписочной численности работников с учетом требований пункта 5.6 Инструкции.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.07.04 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11430/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.