Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2003 по делу N А40-2103/03-125-36 Суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в Фонд социального страхования РФ, заявителем не был соблюден порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2003 г. Дело N А40-2103/03-125-36“

(извлечение)

Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев дело по иску (заявлению) МРО ФСС РФ к ответчику (заинтересованному лицу) ООО “ВТБО-М“ о взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

истец просит взыскать с ответчика штраф в сумме 1000 руб. за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в Фонд социального страхования РФ. Штраф применен на основании ч. 1 ст. 116 НК РФ.

В обоснование своих требований истец ссылается на ст. 83 НК РФ, ст. 8 ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год“ N 17-ФЗ от 11.02.2002.

Спор рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим
образом о месте и времени судебного разбирательства, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

В обоснование требований истец ссылается на то, что ответчик ООО “ВТБО-М“, зарегистрированный Московской регистрационной палатой, свидетельство о государственной регистрации за N 001.168.334 от 19.02.2001, подал заявление о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения в исполнительный орган Фонда социального страхования позже установленного срока.

В адрес ответчика было направлено решение о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 593 от 04.12.2002, в котором предлагалось перечислить штраф в размере 1000 рублей до 16.12.2002. На момент подачи искового заявления сумма штрафа не была уплачена, в связи с чем МРО ФСС РФ обратился о взыскании штрафа в судебном порядке.

Решение о привлечении к ответственности от 04.12.2002 принималось после введения в действие КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Ст. 15.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Органы государственных внебюджетных фондов при осуществлении налогового контроля пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов согласно ст. 82 НК РФ.

Кроме того, статья 34.1 НК России устанавливает, что органы внебюджетных фондов несут права и обязанности налоговых органов только в случаях, прямо предусмотренных законом. Согласно ч. 2 ст. 30 НК РФ органы внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ. Как следует из ст. 9 ФЗ “О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, взыскание сумм штрафов в государственные социальные внебюджетные фонды в порядке, установленном НК РФ, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В соответствии со п. 3 ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по делу. Наложение МРО ФСС РФ на ответчика штраф за нарушение срока представления установленной отчетности (сведений) по решению от 04.12.2002 N 593 рассматривается судом как применение меры административного взыскания, что также следует из ч. ч. 1 и 2 ст.3.2, п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

С учетом изложенного, МРО ФСС РФ должен соблюдаться порядок производства по делу об административном правонарушении, установленный КоАП РФ. В решении о привлечении к ответственности ответчика отсутствуют ссылки на нормы КоАП РФ, которые предусматривают ответственность за непредставление сведений в установленный срок и представляют право Фонду рассматривать дело об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.3 должностные лица органов государственных внебюджетных фондов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, а не акты камеральной проверки.

Суд пришел к выводу о том, что заявителем не был соблюден порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3 КоАП РФ рассматриваются судьями.

На основании ст. ст. 23.1, 15.6, 28.3 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 212, 215, 216, 226 - 228 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать МРО ФСС РФ в удовлетворении требования о взыскании с
ООО “ВТБО-М“ штрафа в сумме 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда г. Москвы в течение месяца после его принятия.