Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2002 по делу N А40-44307/02-96-302 Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления о взыскании штрафа за нарушение срока представления отчетности в исполнительный орган Фонда социального страхования, т.к. заявителем не соблюден порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом об административных правонарушениях РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2002 г. Дело N А40-44307/02-96-302“

(извлечение)

Арбитражный суд г. Москвы без вызова сторон, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ к ООО “Вита Лайт“ о взыскании штрафа в размере 1000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

дело рассматривается в порядке упрощенного производства, от сторон не поступали возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Требование заявлено о взыскании с ответчика штрафа в сумме 1000 руб. на основании ст. 8 ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год“ за нарушение срока предоставления установленной отчетности (сведений).

Ответчик отзыв не представил, требование не оспорил.

При рассмотрении материалов дела
установлено следующее.

Заявитель утверждает, что ответчик представил расчетную ведомость по форме 4-ФСС за 2-й квартал 2002 г. 30.07.02, т.е. с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 243 НК РФ, ссылаясь на акт камеральной проверки от 30.07.02 N 13. В связи с чем заявитель решением от 15.08.02 N 181 привлек ответчика к ответственности за нарушение срока представления отчетности (сведений) в виде взыскания штрафа в указанной сумме на основании ст. 8 названного Закона с требованием уплатить штраф в срок до 15.09.02, которое было направлено заказным письмом 04.09.02. По сообщению заявителя, штраф до настоящего времени не уплачен. Ответчик не представил доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке.

Решение от 15.08.02 N 181 о привлечении ответчика к ответственности принималось после введения в действие КоАП РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В указанной норме закреплено правило о том, что все нормы об ответственности за административные правонарушения Ф.И.О. должны включаться в данный Кодекс, а субъекты РФ могут устанавливать административную ответственность в пределах их компетенции только в форме законов. Статья 15.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. При этом субъектами правонарушения могут быть только граждане и должностные лица. Ответственность юридического лица за указанное правонарушение КоАП РФ не предусмотрена. Органы государственных внебюджетных фондов при осуществлении налогового контроля пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов согласно ст. 82 НК РФ. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и
сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Следовательно, налоговые правоотношения являются одним из видов административных правоотношений. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ штраф является одним из видов административного наказания. Предметом регулирования ст. 8 названного Закона являются отношения не гражданско-правового, а публично-правового характера. Поэтому предусмотренная этой статьей ответственность является публично-правовой, а именно административной. Предусмотренные этой статьей деяния по степени опасности для государства законодатель относит не к преступлениям, а к проступкам (административным правонарушениям). Поскольку деяния, указанные в ст. 8 названного Закона, являются административными правонарушениями, то исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 12.05.98 N 14-П, по смыслу ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, в данном случае должно применяться процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных правоотношений, а именно: КоАП РФ, АПК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу, т.е. на основании КоАП РФ. Наложение заявителем штрафа на ответчика за нарушение срока представления установленной отчетности (сведений) по решению от 15.08.02 N 181 не может рассматриваться иначе, как применение меры административного взыскания. В связи с чем заявителем должен соблюдаться порядок производства по делу об административном правонарушении, установленный КоАП РФ. В названном решении отсутствуют ссылки на нормы КоАП РФ, которые предусматривают ответственность за непредставление сведений в установленный срок и дают право заявителю рассматривать дело об административном правонарушении. В соответствии с п. 5 ч. 2 и ч. 5 ст. 28.3
должностные лица органов государственных внебюджетных фондов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, а не акты камеральной проверки. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи согласно ст. 23.1 КоАП РФ, а поэтому в соответствии со ст. 5 ФЗ “О введении в действие КоАП РФ“ от 30.12.01 N 196-ФЗ дело об административном правонарушении подлежало передаче в суд.

В связи с введением в действие с 01.07.02 КоАП РФ ФЗ РФ “О бюджете ФСС РФ на 2002 год“ от 11.02.02 N 17-ФЗ, который не отменен, подлежит применению после 30.06.02 в части, не противоречащей КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у заявителя отсутствовало полномочие на принятие решения от 15.08.02 N 181, не был соблюден порядок привлечения ответчика к административной ответственности и к тому же к ответственности привлечено лицо, которое в соответствии с КоАП РФ не может быть субъектом данного правонарушения.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования следует отказать.

На основании ст. ст. 1.1 ч. 1, 1.6, 1.7, 15.6 ч. 1, 28.3 ч. 2 п. 5 и ч. 5, 23.1 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 123, 124, 156, 167 - 170, 176, 212, 213, 215, 216, 226 - 228 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о взыскании с ООО “Вита Лайт“ штрафа в размере 1000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение в полном объеме изготовлено 20.12.2002 (дата принятия решения).