Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2001 по делу N А40-23767/00-16-259 При определении выкупной цены за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2001 г. Дело N А40-23767/00-16-259“

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего З., рассмотрев дело по иску ОАО “Черемушкинский керамический завод“ к ответчикам: 1. Правительству Москвы, 2. Департаменту финансов г. Москвы, 3-и лица: 1. ОАО “Москапстрой“, 2. ЗАО “ТУКС-4“, 3. Москомзем, 4. Департамент экономической политики и развития Москвы, о взыскании 20600000 руб., в заседании приняли участие от истца: М.Л. - протокол N 1 от 12.05.00, Д. - дов. от 02.08.01, С. - дов. от 02.07.01; от 1-го ответчика: М.Ю. - дов. N 4-14-2005/1 от 25.01.01; от 2-го ответчика: неявка; от 3-их лиц: 1. Т. - дов.
1-30/01-02 от 03.01.01, 2. О. - дов. N 26 от 12.04.99, 3. И. - дов. N ДПР/1-3-213 от 21.08.01,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) “Черемушкинский керамический завод“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству города Москвы о взыскании убытков, причиненных изъятием земельного участка для муниципальных нужд, в размере 20600000 руб.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ОАО “Москапстрой“, ТОО (ЗАО) “ТУКС-4“.

Определением суда от 14.08.2000 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент финансов города Москвы, в качестве третьих лиц: Департамент экономической политики и развития города Москвы и Московский земельный комитет (Москомзем).

1-ый ответчик - Правительство Москвы - исковые требования не признал.

2-ой ответчик - Департамент финансов Правительства города Москвы, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда не обеспечил.

3-и лица - ОАО “Москапстрой“, ТОО (ЗАО) “ТУКС-4“, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, Московский земельный комитет против заявленного иска возражали.

Как следует из материалов дела, согласно распоряжению Мэра г. Москвы от 24.06.96 N 17/1-РМ “О проектировании и строительстве жилой застройки по адресу: ул. Б. Черемушкинская, вл. 21“, изданному во исполнение Постановлений Правительства Москвы от 24.10.95 г. N 876 “О ходе реализации программы комплексной реконструкции массовой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года“, от 18.04.95 г. N 337-10 “Об итогах работы комплекса перспективного развития города за I квартал т. г. и задачах на II квартал 1996 г.“ и с учетом проведенной Департаментом строительства работы по выводу производств АО “Черемушкинский керамический завод“ у последнего изъят земельный участок площадью 16,7 га
по ул. Б. Черемушкинская, д. 21 для муниципальных нужд в связи с предоставлением его АО “Москапстрой“ под проектирование и строительство жилого микрорайона.

На основании данного распоряжения осуществлено закрытие цехов N 2, 5, 6; освобождение строений вспомогательных служб с передачей их под разработку и отключением инженерных сетей.

Факт изъятия земельного участка и передачи под разборку объектов собственности ОАО “Черемушкинский керамический завод“ подтверждается актом резервирования земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ от 09.11.96 N 893, выданным Москомземом АО “Москапстрой“, ТОО “ТУКС-4“ актом от 05.08.97 о передаче под разработку объектов собственности истца.

Постановлением Правительства Москвы от 02.12.97 N 850 “О дополнительных мерах по снижению затрат на эксплуатацию зданий и сооружений, повышению конкурентоспособности, качества выпускаемой продукции и увеличению налогооблагаемой базы промышленных предприятий стройиндустрии“ предусмотрено выделение ОАО “Черемушкинский керамический завод“ бюджетных средств на санацию, вывод и ликвидацию производств в связи с передачей городу земельного участка площадью 13,6 га в размере 20,6 млн. руб.

Предъявляя настоящий иск, ОАО “Черемушкинский керамический завод“ ссылается на то, что Правительство Москвы до настоящего времени не исполнило принятые на себя обязательства по выплате истцу компенсации в связи с изъятием земельного участка, прекращением права собственности на объекты недвижимости и ликвидацией кирпичного производства, чем причинило истцу убытки в заявленном размере.

Судом исследован вопрос относительно того, каким образом определилась стоимость сносимых строений, и установлено, что стоимость строений является балансовой стоимостью.

По данным истца сумма убытков определялась Правительственной комиссией, сформированной на совещании от 02.09.97. Необходимые первичные документы были представлены истцом по требованию комиссии специалистам-оценщикам, которые произвели оценку убытков по состоянию на середину 1997 г. Сумма компенсации, выплачиваемой за счет бюджетных средств
(20,6 млн. руб.), была определена путем вычитания из общей суммы убытков (24,3 млн. руб.) стоимости сносимых зданий и сооружений истца по справке БТИ (3,7 млн. руб.). Выплата 3,7 млн. руб. была возложена на ОАО “Москапстрой“ и ЗАО “ТУКС-4“ в соответствии с п. 1 протокола совещания от 02.09.97.

Истец обратился в ЗАО “Квинто-Консалтинг“ с просьбой произвести оценку суммы убытков, причиненных истцу изъятием земельного участка и сносом принадлежащих ему строений по состоянию на 01.07.97. Оценка производилась на основании сохранившейся технической и бухгалтерской документации в соответствии с ФЗ РФ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ N 135-ФЗ.

Согласно оценке, проведенной ЗАО “Квинто-Консалтинг“, сумма убытков на 01.07.97 составила 25 млн. руб. (стр. 17 отчета N 01-11/2000 от 01.11.2000).

Оценщики определяли сумму убытков на основе принципа возмещения, т.е. определяли сумму, необходимую возместить истцу, способную покрыть затраты на воспроизводство утраченных объектов (стр. 9 отчета N 01-11/2000 от 01.11.2000).

По мнению оценщиков, сумма в 25 млн. руб. является нижней границей суммы причиненных убытков, т.к. (стр. 2 отчета N 01-11/2000 от 01.11.2000):

- к моменту проведения оценки часть документов была утрачена, поэтому перечень имущества, подлежащего оценке, не является исчерпывающим;

- при оценке учитывалось только недвижимое имущество. Не учитывалась стоимость не перемещаемых по своим характеристикам машин и оборудования, стоимость фундаментов под установленным оборудованием, затраты по демонтажу оборудования;

- ряд объектов имеют 100% износ на дату оценки, но они использовались в производстве и в связи с этим имели не нулевую стоимость. В силу того, что их осмотр невозможен, то и определить их стоимость не представилось;

- изъятие земельного участка привело к утрате истцом сырьевой базы по производству кирпича,
что привело к изменению профиля деятельности, снижению объема производства, выручки от реализации продукции, к ухудшению финансовых показателей деятельности истца.

Исходя из размера убытков в 25 млн. руб. и полученной компенсации в 3728654 руб., истец имеет право на получение недополученной компенсации в размере 21271346 руб. Правительство взяло на себя обязательство Постановлением N 850 выплатить истцу компенсацию в размере чуть меньшем 20,6 млн. руб.

Как следует из материалов дела, акты оценки от 31.12.97 и от 03.03.98 определяли стоимость сносимых строений в ценах 1996 г. и 1997 г. с учетом износа.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Земельный кодекс РСФСР, а не Земельный кодекс РФ.

Между тем, согласно ст. 55 Земельного кодекса РФ и Положению о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденному Постановлением Совета Министров и Правительством РФ от 28.01.93 N 77, возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков, производится в полном объеме, включая упущенную выгоду.

При этом оценка производственных объектов и иных зданий, сооружений, расположенных на изымаемом земельном участке, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади вместимости и уровню механизации.

Аналогичный порядок возмещения убытков предусмотрен Положением о порядке возмещения в г. Москве убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков для государственных, общественных и других нужд, утвержденным распоряжением Мэра Москвы N 705-РМ от 07.12.93.

Судом установлено, что истцу выплачена компенсация стоимости сносимых строений, при этом стоимость является балансовой, определена с учетом износа в ценах 1996 года.

Таким образом, выплата компенсации была определена без учета требований закона и указанных нормативных актов.

Доказательств того, что данная
сумма, выплаченная истцу в качестве компенсации, рассчитана в соответствии с надбавкой, установленной вышеуказанными нормативными актами, ответчиками согласно ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Тот факт, что Постановление Правительства Москвы N 850 от 02.12.97, определяющее размер компенсации в сумме 20,6 млн. руб., отменено, а также то, что указанная сумма не предусмотрена в бюджете, не имеет значения для возмещения убытков, поскольку такое возмещение предусмотрено законом.

Из имеющейся в материалах дела переписки между истцом и Правительством города Москвы усматривается наличие обязанности последнего по выплате компенсации в заявленном размере в связи с ликвидацией производства кирпича и передачей земельного участка под жилую застройку.

Данная переписка оставлена ответчиками без внимания.

Ответчики уклонились от исполнения выплаты компенсации, предусмотренной законом, за возмещение которой истец правомерно обратился в арбитражный суд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 124 - 127 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не статьи 124 - 1427.

Руководствуясь ст. ст. 15, 239 ГК РФ, ст. 55 Земельного кодекса РСФСР, ст. ст. 53, 60, 95, 124 - 1427, 134 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

взыскать с Правительства г. Москвы в пользу ОАО “Черемушкинский керамический завод“ 20600000 руб. убытков.

Взыскать с Правительства г. Москвы в доход федерального бюджета 100000 руб. госпошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.