Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 30.07.2003 N Ф09-1975/03-ГК по делу N А34-511/02 Поскольку вырубка осуществлялась на основании лесорубочного билета, выданного в соответствии с действующими нормативными актами, указанные действия нельзя признать противоправными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 июля 2003 года Дело N Ф09-1975/03-ГК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФГУ “Курганское управление сельскими лесами“ (далее - “Кургансельлес“) на решение от 18.03.03 и постановление апелляционной инстанции от 28.04.03 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-511/02 по иску Далматовского лесхоза Главного управления природных ресурсов по Курганской области к ФГУ “Кургансельлес“ о взыскании 78625 руб.

В судебном заседании
приняли участие представители: истца - Барко С.В., директор, Мылтасов А.В., по доверенности N 159 от 30.07.03; ответчика - Смеркис И.К., по доверенности от 29.07.03, Бабкина И.А., по доверенности N 11 от 24.03.03.

Права и обязанности разъяснены.

Отводов составу суда не заявлено.

Ходатайств не поступило.

Далматовский лесхоз Главного управления природных ресурсов по Курганской области обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском к ФГУ “Кургансельлес“ о взыскании 78625 руб.

Решением от 18.03.03 исковые требования удовлетворены, взыскано с ФГУ “Кургансельлес“ в пользу Далматовского лесхоза 78625 руб.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.03 решение изменено: взыскано с ФГУ “Кургансельлес“ в доход бюджета 78625 руб. ущерба, причиненного лесному хозяйству. В остальной части решение оставлено без изменения.

ФГУ “Кургансельлес“ с решением и постановлением апелляционной инстанции не согласно, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. ст. 19, 42, 51, 53 Лесного Кодекса РФ, Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ N 901 от 29.11.2000.

Проверив в порядке ст. ст. 274, 284 АПК РФ законность судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, на основании лесорубочного билета N 31 от 24.07.01, выданного ГУ “Далматовский сельский лесхоз“, в Кривском лесничестве, в квартале N 30, выдел 1 совершена рубка леса в количестве 18,5 кубических метров. Протоколом о лесонарушении N 2 от 13.08.01 подтверждается факт рубки леса.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что единственным федеральным органом управления лесным хозяйством, который наделен полномочиями по выдаче лесорубочных билетов, является Министерство природных ресурсов и его территориальные органы.

Между тем, суд не учел, что в силу ст. 51 Лесного
Кодекса РФ государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 N 804, принятым во исполнение ст. 51 Лесного кодекса РФ, предусмотрено, что специально уполномоченными органами управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Пунктом 7, пп. 42 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ N 901 от 29.11.2000, установлено право Министерства осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование; участвовать совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке проектов федеральных целевых программ по этим направлениям.

Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством для выполнения ими лесохозяйственных работ оформляют лесорубочный билет в установленном порядке.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ “О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование“ N 196 от 28.02.02 установлено, что федеральным государственным учреждениям по управлению сельскими лесами, подведомственным Минсельхозу России, расположенным на территории субъектов РФ, предоставлено право выдачи разрешительных документов на лесопользование.

ГУ “Далматовский сельский лесхоз“ является территориальным органом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, вследствие чего правомочно выдавать лесорубочные билеты.

В силу ст. 1064 ГК РФ
вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Основанием гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 1064 ГК РФ является правонарушение, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений.

Поскольку вырубка осуществлялась на основании лесорубочного билета N 31 от 24.07.01, выданного ответчиком, указанные действия нельзя признать противоправными.

При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о наличии оснований для привлечения ГУ “Кургансельлес“ к ответственности в виде взыскания ущерба не является правомерным.

С учетом изложенного, решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда следует отменить, в иске отказать.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18.03.03 и постановление апелляционной инстанции 28.04.03 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-511/02 отменить, в иске отказать.