Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2003 N Ф09-1935/03-АК по делу N А60-3346/03 Суд исходил из соответствия истца статусу общественной организации инвалидов и сделал вывод о том, что для освобождения от уплаты налога на имущество достаточно подтверждения такого статуса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 июня 2003 года Дело N Ф09-1935/03-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Ревде Свердловской области на постановление апелляционной инстанции от 12.05.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3346/03 по заявлению Ревдинской территориальной общественной организации инвалидов Общероссийской общественной организации “Российское общество инвалидов - производителей изделий медицинского и сельскохозяйственного назначения“ (далее Ревдинская ТООИ) к
Инспекции МНС РФ по г. Ревде Свердловской области о признании недействительным ненормативного акта.

В судебном заседании принял участие представитель заявителя Е.С. Дьякова, доверенность от 02.04.2003.

Налоговый орган заявил о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.

Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.

Ревдинская ТООИ обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Ревде Свердловской области N 02-23/271 от 08.01.2003 и требований NN 390, 391 по состоянию на 08.01.2003 (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2003 того же суда решение от 11.03.2003 отменено, заявленные требования удовлетворены.

Ответчик - Инспекция МНС РФ по г. Ревде - с постановлением апелляционной инстанции не согласен, ссылаясь на неправильное применение судом п. 1 ст. 1 НК РФ, ст. ст. 33, 34 Закона РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“, п. “и“ ст. 4 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий“, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель полагает, что предусмотренная указанными нормами права льгота по освобождению от уплаты налога на имущество не распространяется на Организацию в связи с несоблюдением условия соотношения инвалидов к общему количеству работающих в Организации.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на имущество за 9 месяцев 2002 года представленной Ревдинской ТООИ, налоговым орган установлена неполная уплата налога на имущество. Правонарушение выразилось в том,
что не имея в штате 50% инвалидов от общего числа работающих, налогоплательщик воспользовался льготой по 100% освобождению от уплаты налога на имущество, числящееся у него на балансе. Об обнаружении правонарушения составлена докладная записка (л. д. 27) и сообщено налогоплательщику извещением от 24.12.02 N 02-23/10517. По материалам проверки вынесено решение от 08.01.03 N 02-23/271, которым Организации доначислен спорный налог в сумме 3850 руб., пени в сумме 178 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 770 руб.

Полагая, что названный ненормативный акт не соответствует действующему законодательству и нарушает его права как налогоплательщика, поскольку 100% численности членов общественной организации являются инвалидами (5 человек), Ревдинская ТООИ обратилась в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности налоговым органом факта несоблюдения налогоплательщиком условия предоставления льготы, предусмотренной п. “и“ ст. 4 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий и организаций“ от 31.12.91 N 2030-1. При этом суд сделал вывод о том, что обязательным условием такой льготы является наличие 50% работающих в организации инвалидов и не принял доводы заявителя о том, что указанное условие предусмотрено для иных организаций, а для организаций, в состав которой входит не менее 80% инвалидов достаточно самого статуса общественной организации инвалидов.

Отменяя судебное решение и признавая недействительным решение ИМНС РФ, апелляционная инстанция исходила из соответствия Ревдинской ТООИ статусу общественной организации инвалидов, установленному ст. 33 Закона РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и сделала вывод о том, что для освобождения от уплаты налога на имущество достаточно подтверждения такого статуса.

Между тем, апелляционной инстанцией не учтено следующее.

В соответствии с п.
2.1 Устава организации, свидетельства о государственной регистрации от 15.03.02 N 2980, целью создания Ревдинской ТООИ является содействие инвалидам в различных областях их жизнедеятельности, обеспечение инвалидам (в том числе занятым в области производства изделий медицинского и сельскохозяйственного назначения) равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества. Предпринимательская деятельность в соответствии с п. 3.1 Устава может осуществляться поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых она создана, и соответствующая этим целям.

Судом обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что общественная организация, состоящая из пяти физических лиц, инвалидность которых оформлена в установленном порядке, имела в штате 1280 человек, не имеющих статуса инвалида.

При этом предпринимательская деятельность исходя из профессий и должностей набранного штата соответствует функциям крупного автотранспортного предприятия с наличием обслуживающих структур (ремонтных мастерских, детского комбината, трех автоколонн - л. д. 22, 37 - 66).

В соответствии со ст. 33 Федерального Закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую (в частности предусматривается посредством предоставления налоговых льгот - п. 17 ст. 4 названного Федерального Закона).

Предоставляемые государством преференции согласно ст. 10 ГК РФ, применяемой в сфере использования налоговых льгот в силу ст. 13 АПК РФ, должны использоваться добросовестно, с соблюдением целей, заложенных государством в смысл оказания такой помощи конкретной категории налогоплательщиков. Такой подход соответствует балансу публичного и частного интереса при применении соответствующих норм права.

Ревдинская ТООИ
использовало льготу по налогу на имущество, предоставленную общественной организации в качестве социальной защиты для освобождения от уплаты налога имущества автотранспортного предприятия (оформленного как структурное подразделение организации), используемого в предпринимательских целях, не подпадающих под цели защиты инвалидов - производителей медицинских и сельскохозяйственных изделий.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в указанных обстоятельствах, общественная организация инвалидов вправе была воспользоваться льготой, предусмотренной п. “и“ ст. 4 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий и организаций“ при наличии в штате не менее 50% инвалидов.

В связи с изложенным, решение суда следует оставить в силе как соответствующее п. 4 ст. 2 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 12.05.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3346/03 отменить.

Решение от 11.03.2003 по указанному делу оставить в силе.