Решения и определения судов

Определение президиума Московского областного суда от 07.04.2004 N 303 При разрешении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулирующими данные отношения на момент предоставления этих отпусков.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 апреля 2004 г. N 303

Судья: Игнатов Н.Ю. Дело N 44-257/04“

Президиум Московского областного суда в составе:

председателя президиума Ефимова А.Ф.,

членов президиума Николаевой О.В.,

Алексеевой Л.Г.,

Рустамовой А.В.,

Никоновой Е.А.

рассмотрел надзорную жалобу Д. по делу по жалобе Д. на отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Егорьевском районе в назначении пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Д. обратилась в суд с жалобой на действия Управления Пенсионного фонда РФ в Егорьевском районе, выразившиеся в отказе назначить ей пенсию по выслуге лет. В обоснование заявленных требований заявительница ссылалась на то, что с 22.08.1977 работает преподавателем сельского профтехучилища N 6 Московской области. Однако в стаж, дающий право на назначение ей пенсии за выслугу лет, не включены отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за детьми.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Егорьевском районе жалобу Д. не признал.

Решением Егорьевского городского суда от 16.01.2003 жалоба Д. удовлетворена
частично.

Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ в Егорьевском районе включить Д. в педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность, периоды работы с 24.10.1980 по 26.02.1981 и с 08.12.1986 по 04.04.1987, а всего 7 месяцев 29 дней.

В кассационном порядке решение суда не обжаловалось.

В надзорной жалобе Д. просит отменить состоявшиеся судебные постановления в части отказа в удовлетворении ее требований о включении в стаж, дающий право на назначение ей пенсии за выслугу лет, периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми.

Определением судьи Московского областного суда от 12.03.2004 дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Московского областного суда.

Выслушав доклад материалов дела судьей Розиной С.В., обсудив доводы жалобы и определения, президиум признал решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Д. имеет двоих детей: сына Н., рождения 19.12.1980, и дочь И., рождения 08.02.1987, по уходу за которыми ей по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска. Эти отпуска не были включены судом в льготный стаж заявительницы, дающий право для назначения пенсии по выслуге лет.

Отказывая частично в удовлетворении требований Д. в части включения в стаж, дающий право на назначение ей пенсии за выслугу лет периода нахождения в отпуске по уходу за детьми, суд исходил из того, что на момент обращения Д. с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет (ноябрь 2002 года) вступили в действие Закон Российской Федерации N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и Трудовой кодекс Российской Федерации, которые не предусматривают включения в льготный стаж отпусков по уходу за детьми.

С
данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового (льготного) стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста.

Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе гражданина С., в определении N 320-О от 5 ноября 2002 года, следует, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, при разрешении
вопроса о том, подлежат ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулирующими данные отношения на момент предоставления этих отпусков.

В соответствии с п. 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из п. 2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 4/11 от 30 марта 1970 года “О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года“ (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 года) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Первоначальная редакция ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в действие с 1 января 1972 года, также предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком до достижения им возраста один год, в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N 235 “О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им
возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей“ введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного Постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 6 июля 1982 года N 7/10-30 “О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет“, в соответствии с п. 6 которого время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Право на включение в льготный стаж полутора лет по уходу за ребенком у матерей возникло на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС “Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей“ от 22 августа 1989 года N 667. Данным постановлением с 1 декабря 1989 года введено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми.

В соответствии с п. 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-1 “О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет“ время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Такой порядок существовал до 6 октября 1992 года, когда с учетом изменений, внесенных в КЗоТ РСФСР, отпуска по уходу за детьми не стали включаться в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание ранее изложенные положения, решение суда нельзя признать правильным.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Егорьевского городского суда от 16.01.2003 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председатель президиума

А.Ф.ЕФИМОВ