Постановление ФАС Уральского округа от 22.04.2003 N Ф09-1129/03-АК по делу N А50-15357/02 Поскольку плата за загрязнение окружающей природной среды, в частности, за сверхнормативные сбросы вредных веществ, является законно установленным платежом в федеральный бюджет, действия налогового органа по начислению пеней за ее несвоевременную уплату соответствуют Налоговому кодексу РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 22 апреля 2003 года Дело N Ф09-1129/03-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Краснокамску на решение от 24.12.02 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-15357/02 по заявлению ОАО “Пермэнерго“ к Инспекции МНС РФ по г. Краснокамску о признании недействительным решения.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя - Суслов М.В., по доверенности N 119юр-52 от 15.01.03.
Представитель налогового органа, извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Процессуальные права и обязанности представителю заявителя разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.
ОАО “Пермэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по г. Краснокамску о признании недействительным решения N 530 от 13.09.02 в части взыскания пени в сумме 1104122 руб. 46 коп. за несвоевременную уплату платы за сверхнормативные сбросы вредных веществ.
Решением суда от 24.12.02 заявленные требования удовлетворены, вышеуказанное решение в оспариваемой части признано недействительным, также суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
Инспекция МНС РФ по г. Краснокамску с судебным актом не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом ст. ст. 23, 44, 45, 52, 72, 75 НК РФ.
Как видно из материалов дела, ОАО “Пермэнерго“ представило в налоговый орган расчеты 10% отчислений платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за период с 01.01.01 по 01.07.02. Плата, подлежащая перечислению в бюджет по данным расчетам, составляет 565501 руб. 85 коп. В связи с тем, что Обществом не исполнено требование налогового органа N 530 от 08.08.02 об уплате указанной суммы и пеней в сумме 1104122 руб. 46 коп., начисленных за ее неуплату, Инспекцией МНС РФ по г. Краснокамску принято решение N 530 от 13.09.02 о взыскании платы и пеней за счет денежных средств Общества. Вышеуказанные суммы списаны с расчетного счета ОАО “Пермэнерго“ 17.10.02 по инкассовому поручению налогового органа N 1449 от 14.10.02.
Полагая, что пени в сумме 1104122 руб. 46 коп. не подлежат уплате, так как Решением Верховного Суда РФ от 28.03.02 признано недействительным Постановление Правительства РФ “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия у заявителя обязанности уплачивать пени по платежам за сверхнормативные сбросы вредных веществ после признания незаконным Постановления Правительства РФ “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“.
Данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно подп. “и“ п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ“ платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду установлена в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“ как один из видов платежей за пользование природными ресурсами.
В соответствии со ст. ст. 3, 14, 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ за загрязнение окружающей среды в доход соответствующих бюджетов взимается плата. В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и Федеральными законами “О федеральном бюджете на 1999 год“, “О федеральном бюджете на 2000 год“, “О федеральном бюджете на 2001 год“ плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам и основным источникам расходов Российской Федерации на восстановление природных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами, охраны окружающей среды и установление общих принципов налогообложения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Наряду с действовавшим в рассматриваемый период федеральным законодательством, предусматривающим обязательность платы за пользование природными ресурсами, в том числе, за загрязнение окружающей природной среды, связанное с деятельностью субъекта предпринимательской деятельности, в Пермской области действовал Закон Пермской области от 08.07.96 N 499-79 “Об охране окружающей природной среды в Пермской области“.
Указанным Законом в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены ставки и льготы по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в Пермской области, уплачиваемые организациями, деятельность которых связана с воздействием на окружающую природную среду.
Принадлежность заявителя к организациям, деятельность которых загрязняет окружающую среду, не оспаривается.
Кроме того, Конституционным Судом РФ в Определении от 10.12.02 N 284-О выражена правовая позиция, согласно которой до введения в действие положений ст. 13 НК РФ, устанавливающих налоги и сборы в сфере природопользования, в части, касающейся платежей за загрязнение окружающей среды и иного вредного воздействия на нее, сохраняется прежний порядок взимания этих платежей.
Таким образом, плата за загрязнение окружающей природной среды, в частности, за сверхнормативные сбросы вредных веществ, является законно установленным платежом в федеральный бюджет, поэтому действия налогового органа по начислению пеней за ее несвоевременную уплату соответствуют ст. ст. 72, 75 НК РФ.
Нарушения налоговым органом порядка направления требования об уплате вышеуказанных пеней и их взыскания, являющегося основанием для признания недействительным оспариваемого решения, арбитражным судом не выявлено.
На основании изложенного требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания пеней за несвоевременную уплату платежей за загрязнение окружающей природной среды не подлежат удовлетворению, судебный акт следует отменить.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.12.02 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-15357/02 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО “Пермэнерго“ о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Краснокамску N 530 от 13.09.02 отказать.
Взыскать с ОАО “Пермэнерго“ госпошлину 1000 руб. - по иску и 500 руб. - по кассационной жалобе в доход федерального бюджета.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2003 года.