Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2003 N Ф09-1059/03-АК по делу N А76-18915/02 Налоговый орган правомерно отказал заявителю в возврате платежей за загрязнение окружающей среды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 апреля 2003 года Дело N Ф09-1059/03-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Магнитогорский цементно-огнеупорный завод“ на решение от 15.01.03 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-18915/02.

В судебном заседании принял участие представитель налогового органа Кайряк И.Л., дов. от 09.04.03.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Заявитель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим
образом.

Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств от сторон не поступило.

ОАО “Магнитогорский цементно-огнеупорный завод“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 2 по Челябинской области об отказе в возврате излишне уплаченной платы за загрязнение окружающей среды в сумме 322536,38 руб., выраженного в форме письма от 28.10.02 N 14-04-16/4220.

Решением от 15.01.02 Арбитражного суда Челябинской области в удовлетворении заявления отказано.

Решение в апелляционной инстанции не пересматривалось.

ОАО “Магнитогорский цементно-огнеупорный завод“ просит в кассационной жалобе решение отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом ст. 6 Закона РСФСР от 19.12.91 “Об охране окружающей природной среды“, постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“, определения Конституционного Суда РФ от 10.12.02 N 284-О. Акционерное общество полагает, что в нарушение вышеуказанных актов нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов установлены федеральным органом исполнительной власти - Минприроды РФ и поэтому являются недействующими.

Законность судебного акта проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, поводом для обращения ОАО “Магнитогорский цементно-огнеупорный завод“ с настоящим заявлением в суд послужило письмо Межрайонной инспекции МНС РФ N 2 по Челябинской области от 28.10.02 N 14-04-16/4220, в котором содержался отказ налогового органа произвести возврат платы за загрязнение окружающей среды в сумме 322536,38 руб., уплаченной заявителем за 2000 - 2001 гг., 1 кв. 2002 г.

Основанием для отказа явилось то, что постановление Правительства от 28.08.92 N 632, в
соответствии с которым взималась плата за загрязнение окружающей среды, было признано недействующим лишь с 04.06.02, поэтому за период времени до указанной даты уплаченные платежи возврату не подлежали.

Разрешив спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление Правительства от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ как принятое во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законом, и устанавливающее размер платежей неналогового характера, не утрачивает силу и подлежит применению как акт, не противоречащий Конституции РФ.

Согласно пп. “и“ п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ“ платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду установлена в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“ как один из видов платежей за пользование природными ресурсами.

В соответствии со ст. ст. 3, 14, 16 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ за загрязнение окружающей среды в доход соответствующих бюджетов взимается плата. Согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и Федеральному закону от 30.12.01 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 г.“ плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам и основным источникам расходов РФ на восстановление природных ресурсов.

В определении Конституционного Суда от 10.12.02 N 284-О выражена правовая позиция, согласно которой до
введения в действие положений ст. 13 НК РФ, устанавливающих налоги и сборы в сфере природопользования, в части, касающейся платежей за загрязнение окружающей среды и иного вредного воздействия на нее, сохраняется прежний порядок взимания этих платежей.

В связи с изложенным данный вид природопользования является платным и налоговый орган правомерно отказал заявителю в возврате платежей за загрязнение окружающей среды.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Челябинской области является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.01.03 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-18915/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.