Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 08.04.2003 N Ф09-961/03-АК по делу N А60-20938/02 Поскольку, устанавливая факт доминирующего положения организации - заявителя, ответчик не определил ни вид рынка, ни весь состав участвующих в нем продавцов, вывод суда о недоказанности обоснованности отнесения заявителя к организации, занимающей доминирующее положение на рынке природного газа является обоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 апреля 2003 года Дело N Ф09-961/03-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Свердловского терруправления МАП РФ на решение от 15.11.02 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-20938/02 по иску ЗАО “Торговый дом “Уралсевергаз“ к Свердловскому территориальному управлению МАП РФ о признании недействительным акта.

В судебном заседании приняли участие представители: истца - Михеев
Е.А. - зам. нач. юр. отдела по дов. N 7 от 03.01.03; ответчика - Фетисов А.К. по дов. б/н от 07.06.02.

Права и обязанности представителям сторон разъяснены. Отводы составу суда не заявлены. Ходатайств не поступило.

ЗАО “Уралсевергаз“ - независимая компания (ранее ЗАО “Торговый дом “Уралсевергаз“) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным приказа Свердловского территориального управления МАП РФ N 163 от 14.06.02 в части включения в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35%.

Решением от 15.11.02 требования удовлетворены и оспариваемый акт признан недействительным.

Постановлением от 29.01.03 решение оставлено без изменения.

Свердловское терруправление МАП РФ с судебными актами не согласно, просит их отменить, отмечая неправильность выводов в части исследования товарного рынка природного газа в Свердловской области.

Проверив законность решения и постановления апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции полагает, что основания для их отмены отсутствуют, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, 14.06.02 приказом N 163 Свердловское территориальное управление МАП РФ включило ЗАО “ТД “Севергаз“ (ЗАО “Уралсевергаз“) в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Основанием для издания этого приказа явились: ст. ст. 12, 18 ФЗ РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности...“, п. 5 “Порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов“ (утв. постановлением Правительства РФ N 154 от 19.02.96), Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом МАП РФ N 169 от 20.12.96, письма и анкеты хозяйствующих
субъектов по приобретению газа, справки истца об объемах поставки газа потребителям Свердловской области, соглашение между Правительством Свердловской области и ООО “Итера - Холдинг“ о взаимном сотрудничестве на 2002 год.

Удовлетворяя иск акционерного общества, суд обеих инстанций исходил из недоказанности исследования контролирующим органом объективного состояния товарного рынка природного газа и, соответственно, доли ЗАО “Уралсевергаз“, превышающей 35% на этом рынке.

Данный вывод является правильным и обоснованным.

Как следует из положений ст. 4 ФЗ РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности...“, признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим зависит от его доли на рынке определенного товара, установленной антимонопольным органом.

В силу ряда существенных особенностей - наличие на рынке природного газа в качестве продавцов только отечественных как газодобывающих, в том числе и независимых, так и транспортирующих компаний, поставляющих газ через магистральные газопроводы и газораспределительные сети, частичное регулирование государством цены на природный газ, наличие лимитов потребления, исследование такого товарного рынка требует специальных познаний и определенной методики, разработанной с учетом всех его особенностей (определение ВАС РФ N КАС 02-381 от 30.07.02 по заявлению ЗАО “ТД “Уралсевергаз“).

Поскольку, устанавливая факт доминирующего положения организации - заявителя, антимонопольный орган не определил ни вид (оптовый, розничный) рынка, ни весь состав участвующих в нем продавцов, наличие барьеров против входа на рынок иных, кроме ООО “Итера - Холдинг“, ЗАО “Уралсевергаз“, продавцов, то вывод суда о недоказанности обоснованности отнесения ЗАО “Уралсевергаз“ к организации, занимающей доминирующее положение на рынке природного газа Свердловской области является обоснованным.

Ссылка заявителя на соглашение правительства Свердловской области с ООО “Итера - Холдинг“ судом кассационной инстанции во внимание не принимается, т.к. само по себе это обстоятельство без доказательств
того, что истец являлся дочерним к ООО “Итера - Холдинг“ и их совокупная доля на товарном рынке газа превышает 35%, значения для существа дела не имеет.

Кроме того, по ст. 7 ФЗ РФ “О конкуренции...“ это соглашение контролирующим органом не оспаривалось.

Довод заявителя о том, что у него отсутствовала обязанность по последовательному применению порядка, утвержденного приказом МАП РФ N 169 от 20.12.96, также судом кассационной инстанции во внимание не принимается, т.к. не освобождает его от соблюдения им п. 5 ст. 200 АПК РФ, п. 1 ст. 65 АПК РФ.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.11.02 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-20938/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2003 г.