Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2004 N А26-4872/04-22 Суд необоснованно удовлетворил заявление МВД Республики Карелия о привлечении ООО к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, поскольку общество имеет лицензию на осуществление деятельности по поставке алкогольной продукции, а тот факт, что поставка продукции произведена предпринимателю, не имеющему соответствующей лицензии, не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2004 года Дело N А26-4872/04-22“

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2004 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Казанцевой Р.В. и Марьянковой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Ахтамар плюс“ Богданова М.В. (доверенность от 02.08.04), рассмотрев 01.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ахтамар плюс“ на решение от 16.06.04 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 05.08.04 (судьи Переплеснин О.Б., Кудрявцева Н.И., Романова О.Я.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4872/04-22,

УСТАНОВИЛ:

Министерство внутренних дел Республики Карелия
(далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Ахтамар плюс“ (далее - Общество) к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 и частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Решением суда от 16.06.04 заявление удовлетворено в полном объеме. Общество подвергнуто административному штрафу в размере 50000 руб. с конфискацией 18 банок алкогольного напитка “Джин Синебрюхов 8,8%“, изъятого на основании протокола от 22.04.04.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.08.04 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление суда отменить как незаконные. По мнению подателя жалобы, не доказано событие административного правонарушения, а также нарушен предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок привлечения к административной ответственности. Отзыва на кассационную жалобу не представлено.

В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу. Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты
труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП, подтверждено протоколом об административном правонарушении от 27.05.04, составленным Министерством в соответствии с предоставленными полномочиями (часть 2 статьи 28.3 КоАП). Данный протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП и в силу статьи 26.2 Кодекса является средством доказывания события административного правонарушения.

Определением ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2005 исправлена опечатка. В данном случае вместо “В силу пункта 1 статьи 29...“ следует читать “В силу пункта 1 статьи 26...“.

Доводы Общества о том, что не доказан сам факт административного правонарушения - поставка алкогольного напитка “Джин Синебрюхов 8,8%“, опровергаются фактическими обстоятельствами дела, исследованными судом первой и апелляционной инстанций. Судом установлено, что алкогольный напиток “Джин Синебрюхов 8,8%“ был изъят на основании протокола от 22.04.04 у индивидуального предпринимателя Шаповаловой М.Р., а Общество согласно накладной от 15.04.04 является его поставщиком, не подтвердившим легальность продукции. При рассмотрении дела Общество не представило доказательств того, что поставка алкогольной продукции сопровождалась документами, предусмотренными Перечнем документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1019. В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.

При таком положении арбитражный суд правильно установил в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 КоАП.

Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП, отнесено к компетенции арбитражного суда (часть 2 статьи 23.1 КоАП).

Предусмотренный
статьей 4.5 КоАП срок привлечения к административной ответственности вопреки доводам кассационной жалобы не нарушен.

В то же время у арбитражного суда отсутствовали основания для конфискации товара. Алкогольный напиток “Джин Синебрюхов 8,8%“ был поставлен предпринимателю Шаповаловой М.Р. и является ее собственностью, у нее же он и был изъят. Конфискация в качестве санкции за административное правонарушение может применяться лишь в отношении предметов, принадлежащих правонарушителю, в данном случае Обществу.

Кроме того, кассационная инстанция считает незаконными судебные акты в части привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции (лист дела 25), а то обстоятельство, что поставка продукции произведена предпринимателю Шаповаловой М.Р., у которой отсутствует лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, не образует состава административного правонарушения по части 4 статьи 14.17 КоАП.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.04 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4872/04-22 отменить в части привлечения общества с ограниченной ответственностью “Ахтамар плюс“ к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в части конфискации продукции. В этой части в удовлетворении заявления отказать.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ахтамар плюс“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ШПАЧЕВА Т.В.

Судьи

КАЗАНЦЕВА Р.В.

МАРЬЯНКОВА Н.В.