Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2004 по делу N А40-3290/04-116-38 Суд удовлетворил требования о признании незаконным решения налогового органа и обязании возместить НДС, так как налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продуктов детского питания.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 марта 2004 г. Дело N А40-3290/04-116-38“

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего Т.А., членов суда: единолично, с участием от заявителя: Р., дов. N 183 от 04.12.03, З., дов. от 30.10.03, Ш.Д., дов. от 30.10.03, М., дов. N 157 от 30.10.03, Т.В., дов. N 24 от 24.02.04, от ответчика: Ш.К., дов. N 03-27597 от 24.11.03, по иску ООО “Фруктовые реки“ к ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы N 386/10-02 от 14.10.2003, обязании ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы возместить ООО “Фруктовые
реки“ путем возврата из соответствующего бюджета НДС за май 2003 г. в размере 70001996 руб., признании незаконным бездействия ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы, выразившегося в не принятии решения о начислении процентов на сумму, подлежащую возврату и обязании ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы начислить и возместить (возвратить) проценты в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ в сумме 3810348,65 руб.

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен с учетом увеличения заявленных требований о признании недействительным решения ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы N 386/10-02 от 14.10.2003, обязании ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы возместить ООО “Фруктовые реки“ путем возврата из соответствующего бюджета НДС за май 2003 г. в размере 70001996 руб., признании незаконным бездействия ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы, выразившегося в не принятии решения о начислении процентов на сумму, подлежащую возврату и обязании ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы начислить и возместить (возвратить) проценты в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ в сумме 3810348,65 руб.

Представитель ИМНС РФ N 23 по ЮВАО г. Москвы иск не признал, ссылаясь на то, что производимая ООО “Фруктовые реки“ продукция не является детским питанием, в сертификатах на сырье для производства продуктов детского питания отсутствует указание на соответствие п. 8.5.3 СанПиН 2.3.2.560-96, у организации отсутствует разрешение органов Госсанэпидслужбы РФ на использование сырья для производства продуктов детского питания.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил, что требования подлежат удовлетворению.

По результатам проведенной камеральной проверки по вопросу возмещения из федерального бюджета сумм по налогу на добавленную стоимость
за май 2003 года ИМНС РФ N 10 ЦАО Москвы вынесено решение от 14.10.03 N 386/10-02, которым заявителю отказано в возмещении из федерального бюджета НДС за май 2003 года в размере 72750437 руб., в связи с тем, что ООО “Фруктовые реки“ необоснованно применена налоговая ставка 10%, установленная пп. 1 п. 2 ст. 164 части 2 Налогового кодекса РФ для детского питания в отношении реализуемой заявителем продукции (соки, нектары).

В решении налоговый орган указывает на то, что в ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о неправомерности выдачи документов (сертификатов соответствия, санитарно-эпидемиологических заключений) на продукцию (соки, нектары), область применения определена как рекомендуемое для питания детей с двух лет и взрослых, в то время как Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ содержит четкую формулировку отнесения продуктов к детскому питанию: “предназначено для детского питания“, понятия “предназначено“ и “рекомендовано“ носят различную смысловую нагрузку и не могут быть применены в качестве равнозначных понятий, таким образом, продукция организации имеет широкий спектр потребления, в сертификатах на сырье для производства продуктов питания отсутствует указание на соответствие п. 8.5.3 СанПиН 2.3.2.560 (имеется соответствие п. 6.6 СанПиН 2.3.2.560-96 “Плодоовощная продукция“, у налогоплательщика отсутствует разрешение Госсанэпидслужбы РФ на использование сырья для производства продуктов детского питания, протоколы испытаний, выданные Испытательным центром продуктов питания и продовольственного сырья Ростест-Москва дают заключение только по одному пункту 1.2.4 ТУ 9163-042-51114834-01, 9163-043-51114834-01, 9163-044-5 1114834-01.

Решение налогового органа является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Действующим законодательством РФ установлена специальная процедура подтверждения соответствия показателей качества продукции, изготавливаемой организациями, установленным уполномоченными государственными органами требованиям к тому либо иному
виду продукции - сертификация (ст. 1 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 “О сертификации продукции и услуг“ - действовавшая в 2002 г.). Порядок проведения сертификации и выдачи соответствующих документов на продукцию, позволяющих ее относить к определенному виду продукции, а соответственно и реализовывать как определенный вид продукции, строго регламентирован нормативными актами РФ. В настоящее время порядок получения разрешительной документации, позволяющей производить продукцию, предназначенную для детского питания, регламентирован Федеральным законом “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ N 29-ФЗ от 02.01.2000 и Приказом Министра здравоохранения РФ N 325 от 15.08.01. В соответствии с вышеуказанными документами проекты технических документов на продукцию детского питания подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе и могут быть утверждены изготовителем только при получении заключений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Используемая налогоплательщиком техническая документация разработана совместно с Институтом питания РАМН, который рекомендовал ее последующее использование для производства соков и нектаров, предназначенных для питания детей с двух лет.

Имеется в виду Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта технических документов проводилась согласно ФЗ-29 и Приказа N 325 в Департаменте санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. На основании проведенной экспертизы Департаментом были выданы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. На основании проведенной экспертизы Департаментом были выданы санитарно-эпидемиологические заключения на технические условия (ТУ), в которых была определена область применения продукта: соки (нектары) для детского питания с двух лет, что подтверждает соответствие качества продукции, изготавливаемой ООО “Фруктовые реки“, требованиям санитарно-эпидемиологических правил, предъявляемым к детскому питанию.

Вся техническая документация зарегистрирована во ВНИИстандарте Госстандарта России. На основании полученной технической документации ООО “Фруктовые реки“ произвело выпуск опытной
партии соков и нектаров; провело их органолептическое, физико-химическое и микробиологическое исследование в ФГУ “Ростест-Москва“ на соответствие требованиям СанПиН. По результатам произведенных анализов в Департаменте санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, ООО “Фруктовые реки“ выданы санитарно-эпидемиологические заключения (СЭЗ) на соки и нектары, а в ФГУ “РОСТЕСТ-МОСКВА“ - сертификаты соответствия и знаки соответствия на данную продукцию. В данных сертификатах в разделе “Дополнительная информация прямо указано, что продукция ООО “Фруктовые реки“ отнесена “для питания детей с 2-х лет“.

Кроме того, из содержания сертификатов следует, что продукция, производимая ООО “Фруктовые реки“ имеет коды, которые согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (том 3, классы 83 - 98), (утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 301) присваивается продуктам детского питания.

Таким образом ФГУ “Ростест-Москва“ установлено и подтверждено сертификатами что изготавливаемые ООО “Фруктовые реки“ соки и нектары являются детским питанием.

Указание в санитарно-эпидемиологических заключениях на то, что продукт, изготавливаемый по ТУ, предназначен не только для детей с 2-х лет, но и для взрослых, не означает, что изготавливаемые ООО “Фруктовые реки“ продукты не являются продуктами детского питания.

Довод ответчика о необоснованном применении налоговой ставки 10% не принимается судом во внимание, т.к. решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-41233/02-118-488 и постановлением апелляционной инстанции по данному делу установлено, что производимая и реализуемая ООО “Фруктовые реки“ продукция является детским питанием, в связи с чем налогообложение при реализации данной продукции производится в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ по ставке 10%. В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу,
не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В имеющейся копии оригинала данный фрагмент текста нечитаем “пункт... СанПиН 2.3.2.560-96“.

Довод налогового органа об отсутствии в сертификатах на сырье для производства продуктов детского питания указания на соответствие пункту 8.5.3 СанПиН 2.3.2.560-96 не обоснован, т.к. пункт 8.5.3 содержит требования, предъявляемые к свежим фруктам и овощам, используемым в качестве сырья для производства продуктов детского питания. ООО “Фруктовые реки“ при производстве продуктов детского питания (соки и нектары) в качестве сырья использует концентрированные соки и пюре, а не свежие фрукты и овощи. Кроме того, в данном разделе отсутствуют требования к микробиологическим показателям. Отдельные требования к концентрированным сокам и пюре как сырью для производства продуктов детского питания (соки и нектары) в СанПиН 2.3.2.560-96 отсутствуют, в связи с чем в сертификатах на сырье содержится ссылка на пункт... СанПиН 2.3.2.560-96, в котором содержатся общие требования, предъявляемые концентрированным сокам и пюре.

Действующее законодательство РФ не обязывает производителя (изготовителя) получать разрешение органов Госсанэпидслужбы РФ на использование сырья для производства продуктов детского питания. Соответственно, порядок получения такого разрешения нормативными актами не регламентирован. Кроме того, в соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации следующих продовольственных товаров: продуктов детского питания. Таким образом, применение налоговой ставки 10% связано с реализацией продукции, и связано с сырьем, из которого производится продукция.

В протоколах испытаний на готовую продукцию, произведенную ООО “Фруктовые реки“ в 2003 г., выданных Испытательным центром продуктов питания и продовольственного сырья “Ростест-Москва“, указывается, что испытания продукции произведены на соответствие требованиям СанПиН
2.3.2.560-96 по показателям безопасности и микробиологическим показателям, а также на соответствие требованиям технических условий по органолептическим показателям. Производимая ООО “Фруктовые реки“ готовая продукция проходит полные и всесторонние испытания с последующей выдачей протоколов испытаний. При этом ссылка в протоколах испытаний в разделе “На соответствие требованиям“ дается на все необходимые пункты СанПиН и ТУ, по которым проводятся испытания продукции, а не только на один пункт ТУ, как указывается в решении Инспекции.

Кроме того, все изложенные в обоснование налоговым органом своей позиции факты не приводят потери свойств и изменению (ухудшению) показателей продукции ООО “Фруктовые реки“, характеризующих продукцию как детское питание.

В связи с разными ставками НДС по операциям приобретения заявителем сырья, упаковки и компонентов, используемых при производстве продукции детского питания (20%) и реализации продукции детского питания (10%), налоговые вычеты за май 2003 года превысили сумму НДС, по операциям реализации товаров, в том числе продуктам детского питания на сумму 72750436 рублей. Сумма 2748440 руб. была направлена на исполнение обязанностей плательщика по уплате авансового налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, путем вычета. Общая сумма НДС, начисленная к возмещению из бюджета за май 2003 года составила 70001996 руб. Налоговые вычеты и суммы налога, исчисленные по товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде подтверждаются налоговой декларацией за налоговый период май 2003 года, уточненными декларациями по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года, а также решением Инспекции N 386/10-02 от 14 октября 2003 года, из которого следует, что у налогового органа отсутствуют разногласия по общей сумме НДС, начисленной к возмещению из федерального бюджета за май 2003 года.

Согласно п.
п. 1 и 2 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода и сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения то полученная разница подлежит возмещению: (зачету, возврату) налогоплательщику. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Инспекция указанного зачета не произвела.

Последняя уточненная налоговая декларация по расчету НДС по ставке 10 процентов за май 2003 г. представлена ООО “Фруктовые реки“ в Инспекцию 11.07.2003. Заявление на возврат сумм НДС за май 2003 г. подано в Инспекцию 05.09.2003.

Согласно абз. 2 и 3 п. 3 ст. 176 НК РФ налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате суммы НДС налогоплательщику и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено органом федерального казначейства по истечении семи дней, датой получения решения признается восьмой день.

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает срок в течение четырех недель с момента подачи заявления на возврат сумм НДС, в течение которого, указанные суммы должны быть возвращены налогоплательщику.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду абзац 4 пункта 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Решения о возврате сумм НДС за май 2003 г. с начислением на сумму, подлежащую
возмещению, процентов, Инспекцией не вынесено. Абз. п. 3 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков, установленных данным пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

За период с 04.11.03 по 23.03.04 сумма процентов составляет 3810348,65 руб. Расчет суммы процентов произведен заявителем по ставке рефинансирования ЦБ РФ 14% годовых.

Доказательств задолженности по платежам в бюджет суду не представлено.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеются в виду статьи 164, 171, 176 Налогового кодекса РФ.

На основании ст. ст. 164, 171, 176, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 198, 201 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным решение ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы N 386/10-02 от 14.10.2003.

Обязать ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы возместить ООО “Фруктовые реки“ путем возврата из соответствующего бюджета НДС за май 2003 г. в размере 70001996 руб.

Признать незаконным бездействие ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы, выразившееся в не принятии решения о начислении процентов на сумму, подлежащую возврату и обязать ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы начислить и возместить (возвратить) проценты в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ в сумме 3810348,65 руб.

Возвратить ООО “Фруктовые реки“ госпошлину из бюджета РФ 2000 руб.

Решение подлежит исполнению после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию суда.

Решение изготовлено в полном объеме 30.03.04.