Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 19.12.2002 N Ф09-3016/02-ГК по делу N А71-147/02 В случае доказанности факта нахождения спорного участка в полосе отвода железных дорог, отсутствие у истца акта на право постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком не может являться основанием для распоряжения этим земельным участком администрацией города.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 декабря 2002 года Дело N Ф09-3016/02-ГК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия “Ижевский отдел рабочего снабжения Дорожного коммерческого центра рабочего снабжения Горьковской железной дороги МПС РФ“ (далее по тексту - ГУП “Ижевский ОРС ДКЦРС ГЖД МПС РФ“) на решение от 19.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.02 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-147/02 по иску
ГУП “Ижевский ОРС ДКЦРС ГЖД МПС РФ“ к Администрации г. Ижевска; третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства г. Ижевска, Городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству, г. Ижевск, о признании договора от 09.07.97 N 1076 недействительным в части предоставления в аренду 10918 кв. м и прекратившим действие в части предоставления земельного участка площадью 1324 кв. м.

Лица, участвующие в деле, с времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в заседание не явились.

Ходатайств не поступило.

ГУП “Ижевский ОРС ДКЦРС ГЖД МПС РФ“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации г. Ижевска о признании недействительным договора аренды земли N 10765 от 09.07.97 в части предоставления земельного участка площадью 10918 кв. м, находящегося в полосе отвода Горьковской железной дороги, и признании договора аренды в части предоставления земельного участка площадью 1324 кв. м прекратившим действие с момента выхода Постановления Заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 22.10.98 N 505/1.

Решением от 19.07.02 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.09.02 решение оставлено без изменения.

ГУП “Ижевский ОРС ДКЦРС ГЖД МПС РФ“ с решением и постановлением не согласно, просит их отменить, производство по делу прекратить.

Оспаривая судебные акты, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судом нарушены ст. ст. 4, 5 ФЗ от 25.08.95 N 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“, п. 3 Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24, п. 5 Положения “О порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог“, утвержденного приказом МПС
РФ от 15.05.99 N 26ц, указывает на неисследованность документов, подтверждающих фактическое выделение ему спорных земельных участком и фактическое ими пользование.

Ответчик и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком по настоящему делу на основании постановления первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 05.02.97 N 29/32-3 “Об уточнении предприятию Отдел рабочего снабжения Ижевского отделения Горьковской железной дороги границ и площади базы ОРСа в Ленинском районе (кадастровый номер 04-1156-09, 04-1156-11)“ был заключен договор аренды земли от 09.07.97 N 1076 до 05.02.2027 общей площадью 12242 кв. м по адресу: г. Ижевск, ул. Пойма, 10, в Ленинском районе (п. 1.4 договора). Границы земельного участка закреплены в натуре и обозначены на прилагаемом к договору плане земельного участка поворотными точками. План участка указан в Приложении N 1 к договору (п. 1.3 договора).

В данном постановлении уточнены границы и площадь земельного участка базы ОРСа, согласно которому установлена площадь земельного участка 12528 кв. м, в том числе 286 кв. м - за красной линией, 10918 кв. м - в полосе отвода Горьковской железной дороги, согласно акту установления границ в натуре и выкопировке ГУАиГ (л. д. 17).

Постановлением первого заместителя Главы Администрации - вице - мэра Ижевска, от 22.10.98 N 505/1 “О передаче отделу рабочего снабжения (ОРС) Ижевского отделения Горьковской железной дороги (ГЖД) земельного участка для эксплуатации базы в Ленинском районе (кадастровый N С4-1156-09)“ на
основании письма ОРСа Ижевского отделения Горьковской железной дороги от 15.05.98 о передаче земельного участка по ул. Пойма, 10 в постоянное (бессрочное) пользование и ст. 5 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ было решено передать ОРСу 12248 кв. м земли в постоянное (бессрочное) пользование, ранее переданных по договору аренды, и 286 кв. м - в краткосрочную аренду сроком на 2 года (л. д. 18). Пунктом 4 данного постановления установлено, что постановление от 05.02.97 N 29/32-з утратило силу.

На основании п. 3 “Положения о землях транспорта“, ст. 5 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“, постановления Первого заместителя Главы Администрации Ижевска от 22.10.98 N 505/1 истец просил признать заключенный договор аренды в части предоставления 10918 кв. м земельного участка, находящегося в полосе отвода Горьковской железной дороги, недействительным, а в части предоставления 1324 кв. м - прекратившим свое действие с момента принятия постановления от 22.10.98 N 505/1.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец не доказал наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в полосе отвода железных дорог площадью 10918 кв. м в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. А также не представил доказательств обращения за оформлением такого права в период заключения спорного договора аренды.

В остальной части требований также отказано, так как, по мнению суда, гражданским законодательством не предусмотрено такое понятие, как признание договора прекратившим свое действие.

Данные выводы сделаны без учета действующего законодательства и имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 5 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям
и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ. Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством РФ.

Из названной нормы следует, что решение о предоставлении земельных участков организациям из земель железных дорог (включая полосу отвода) принимается Федеральным органом исполнительной власти в лице Министерства путей сообщения РФ.

Согласно Положению “О порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог“, утвержденному приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.99 N 26ц, установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета РФ совместно с железными дорогами (п. 5). До принятия этого Положения порядок предоставления указанных земельных участков регулировался Положением о землях транспорта, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 08.10.90 N 999.

В рассматриваемом случае видно, что на момент заключения договора аренды от 09.07.97 N 1076 истец фактически пользовался земельным участком площадью 12528 кв. м, в том числе в полосе отвода площадью 10918 кв. м, за красной линией - 286 кв. м (Постановление от 05.02.97 N 29/32-з).

На
основании письма истца от 15.05.98, в котором изложена просьба о передаче земельного участка по ул. Пройма, 10 в постоянное (бессрочное) пользование (л. д. 18), издано постановление от 22.10.98 N 505/1 о передаче ему 12242 кв. м в постоянное (бессрочное) пользование.

Указанием от 25.02.99 N 58 (л. д. 22) инспектора Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Ижевска (Горкомзема) в адрес Отдела рабочего снабжения Ижевского отделения Горьковской железной дороги, ул. Пойма, 10, предписано оформить документы на право Постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании постановления от 22.10.98 N 505/1. По этому факту составлены протокол о нарушении земельного законодательства от 02.03.99 N 21, а также акт проверки использования земель от 01.10.01 N 126. Кроме того, имеется акт правительственной комиссии по приемке в эксплуатацию железнодорожной линии Балезино - Ижевск.

Что касается отсутствия у истца акта на право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, то в случае доказанности факта нахождения данного участка площадью 10918 кв. м в полосе отвода железных дорог, указанное обстоятельство не может являться основанием для распоряжения этим земельным участком администрацией города.

Указанные обстоятельства судом первой и апелляционной инстанции не были приняты во внимание, судом не исследованы причины отсутствия у истца документа, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Между тем, в настоящее время инвентаризация земель всех категорий, в том числе и земель железных дорог, земельными комитетами не закончена, в связи с чем правовой статус большого количества земельных участков, занимаемых предприятиями железных дорог, не определен.

Выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение для решения вопроса о наличии права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в полосе отвода
железных дорог у истца, а также в отношении другого земельного участка площадью 1324 кв. м.

Поэтому нельзя признать правильным и тот вывод суда апелляционной инстанции, что истец не вправе был обращаться с требованием о признании договора аренды прекратившим свое действие в части предоставления в аренду земельного участка площадью 1324 кв. м, так как, по мнению суда апелляционной инстанции, нормами гражданского законодательства о договоре не предусмотрено такое понятие, как признание договора прекратившим свое действие.

В силу ст. 12 ГК РФ истец вправе самостоятельно избрать способ защиты. Поэтому суд обязан рассмотреть заявленное требование и принять решение в соответствии с законом.

На основании изложенного судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить, находится ли земельный участок площадью 1098 кв. м в полосе отвода железных дорог, а также рассмотреть по существу заявленное истцом требование в отношении земельного участка площадью 1324 кв. м.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.02 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-147/02 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.