Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 19.09.2002 N Ф09-2254/2002-ГК по делу N А50-4076/02 Поскольку стоимость объектов жилищного фонда, к которому относится здание общежития, не подлежала включению в уставный капитал общества, обоснованным является вывод суда о том, что сделка приватизации в этой части не соответствует законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 сентября 2002 года Дело N Ф09-2254/2002-ГК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации Пермской области на постановление апелляционной инстанции от 15.07.02 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-4076/02 по иску Заместителя прокурора Пермской области в защиту государственных интересов к ОАО “Галоген“, Департаменту имущественных отношений администрации Пермской области, Администрации Пермской области о признании сделки недействительной и применении
последствий ее недействительности.

В судебном заседании приняли участие представители: ОАО “Галоген“ - Корнеев Н.И., заместитель главного бухгалтера, дов. N 4-62 от 17.01.02, Можаев Л.А., начальник юридического отдела, дов. N 3-62 от 08.01.02.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в суд не явились.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Заместитель прокурора Пермской области обратился в Арбитражный суд Пермской области с иском к ОАО “Галоген“, Департаменту имущественных отношений администрации Пермской области, Администрации Пермской области о признании сделки приватизации АООТ “Галоген“ недействительной (ничтожной) в части включения в уставный капитал общежитии, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, 56, ул. Ласьвинская, 56 “а“, ул. Ласьвинская, 76, ул. Сысольская, 6.

Также истец просил признать недействительными распоряжение Комитета по управлению имуществом Пермской области N 267-и от 11.05.93, пункт 4.1 Устава АООТ “Галоген“ и Постановление Главы Администрации Кировского района г. Перми от 14.05.93 N 187-2 в части включения в уставный капитал общежитии, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Ласьвинская, 56, 56 “а“, 76, ул. Сысольская, 6.

Истец просил применить последствия недействительности ничтожной сделки, вернув в государственную (федеральную) собственность общежития, расположенные по указанным выше адресам.

Решением от 31.05.02 в удовлетворении иска отказано. При вынесении решения суд руководствовался тем, что истцом в силу ст. 196 ГК РФ пропущен срок исковой давности.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 15.07.02 решение отменено. При вынесении постановления суд указал, что требования о признании недействительной ничтожной сделки могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные ст. 181 ГК РФ.

Ответчик - Департамент имущественных отношений
администрации Пермской области - в кассационной жалобе просит решение оставить в силе, постановление отменить. При этом заявитель указывает, что нормативные акты, запрещающие приватизацию указанных объектов путем включения их стоимости в уставный капитал вновь создаваемых акционерных обществ, были приняты позднее утверждения плана приватизации ОАО “Галоген“.

Истец отзыва на кассационную жалобу не представил.

В судебном заседании представитель ОАО “Галоген“ просил суд кассационную жалобу отклонить.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 11.05.1993 распоряжением Комитетом по управлению имуществом Пермской области (в настоящее время - Департамент имущественных отношений администрации Пермской области) на базе государственного предприятия Уральского ПО “Галоген“ учреждено АООТ “Галоген“ на основании плана приватизации Уральского производственного объединения “Галоген“, находящегося в федеральной собственности.

При акционировании в уставный капитал АООТ “Галоген“ включены, в том числе, заводские жилые общежития, расположенные в г. Перми по ул. Ласьвинская, 56, 56 “а“, 76, ул. Сысолькая, 6, общей стоимостью 2670,3 тыс. руб.

Однако действовавшее в тот период законодательство о приватизации государственных и муниципальных предприятий не допускало включения в состав приватизируемого имущества жилищного фонда.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 03.07.91 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ указанный порядок приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий не распространяется на жилищный фонд предприятий.

Общежитие относится к жилищному фонду, условия перехода которого в частную собственность, согласно п. 5 ст. 2 Закона о приватизации, ст. 18 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ“ от 04.07.91 должны были устанавливаться в самостоятельном порядке, отдельным законодательством, иными нормативными актами, и этот объект соответственно имеет особый режим приватизации.

Поскольку в
соответствии с приведенными нормами законодательства о приватизации стоимость объектов жилищного фонда, к которым относятся здания общежитии, не подлежала включению в уставный капитал общества, обоснованным является вывод суда о том, что сделка приватизации в этой части не соответствует законодательству.

Подлежит отклонению как необоснованный довод заявителя о том, что п. 2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г., утвержденной Постановлением ВС РФ от 11.06.92, содержит исчерпывающий перечень объектов, приватизация которых ограничена или запрещена, среди них нет объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а потому, по мнению заявителя, на момент утверждения плана приватизации не было закона, запрещающего приватизацию жилищного фонда. Однако раздел 1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 содержит указание на то, что Программа не регулирует приватизацию совхозов, а также земельного и жилищного фондов.

Судом апелляционной инстанции правомерно применены положения ст. 168 ГК РФ, в соответствии с которыми сделка, не соответствующая требованиям закона ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

При таких обстоятельствах постановление законно, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 15.07.02 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-4076/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.